Мои опыты с кожей. Галантерейный замок - кнопка.
Не стимпанк. Но думаю, всем работающим с кожей, а также желающим освоить это интересное занятие, будет интересно.
Как правило, работающие с кожей используют в своих изделиях стандартную покупную металлическую фурнитуру. Но если по клепкам, молниям и прочим хольнитенам, обычно вопросов нет — ассортимент весьма широк, то с более крупными замочками, свобода творчества резко сужается.
И мне тут пришла в голову одна конструкция… не знаю, совсем оригинальная, или не очень. В общем, построить застежку на базе кольцевой пружинки от стандартных автомобильных сальников. Я их, если увижу где валяются выброшенные, всегда эти пружинки себе забираю. Поэтому дома уже скопился запас изрядный.
Вначале нужно получить колечко минимального диаметра. Не знаю, скорее всего промышленностью выпускаются и миниатюрные сальники, на диаметр вала миллиметров 10, из которых пружинное колечко можно использовать как есть. Но мне всю жизнь попадаются под разборку сальники существенно бОльших диаметров, поэтому приходится укорачивать. Кстати, правильно соединить концы пружинки, при малом диаметре кольца, неожиданно оказалось весьма непростой задачей. Ведь нужно не просто состыковать концы, а чтобы они ввинтились друг в друга. А для этого, перед стыковкой, надо преднапрячь спираль на 1,5-2 оборота в противоположную сторону. На больших диаметрах кольца это совсем легко. А чем меньше колечко, тем сложнее и сложнее. Но помучившись, соединил:
Внешняя обойма, в проточке которой это пружинное колечко должно свободно размещаться, не выпадая:
А это «пуговка», нижняя часть застежки, на которую пружинное кольцо должно натягиваться при застегивании замка:
Вот так пружина должна сесть в проточку в застегнутом виде:
Если охватывает слишком туго, пружинку можно чуть-чуть растянуть. В итоге должна получиться четкая фиксация при умеренном усилии открытия\закрытия замка.
Такая система замка, по идее должна обладать:
1. Очень высокой долговечностью в циклах «откр\закр», причем с минимальной деградацией по мех. износу или необратимому растягиванию пружины.
2. Высокой надежностью в плане стойкости к небрежному пользованию. То есть терпит закрытие в спешке, с перекосами, трясущимися руками и т.п.
3. Обладает свободной массштабируемостью. То есть, для портмоне, годится пружинное колечко 12 мм. А для портфеля или сумки, можно делать аналогичную по конструкции застежку, но на базе пружинного колечка 25-30 мм. А свободное пространство в центре замка, можно обыграть декоративной вставкой, или как иллюминатор батискафа, или как наш любимый манометр. Обязательно попробую, когда дорасту до изготовления сумок ))
Внутрянка. Шито машинкой Версаль:
Есть еще косяки по качеству швов, будем учитывать ошибки в последующих изделиях.
На лицевой стороне, первый опыт тиснения «растишки»:
Тоже интересный процесс, давно хотелось попробовать. На Ютубе выложено огромное количество учебных роликов, поэтому рассказыывать вобщем-то нечего. Кому интересно, надо просто посмотреть несколько.
В качестве исходника мне захотелось взять фотку вот такого каменного барельефа из Крыма:
Импортировал фотку в Corel Draw, и перерисовал в вектор:
Ну а векторное изображение, как известно, можно без потери качества увеличивать, уменьшать, и даже подвергать более сложным деформациям. Например, изменить исходное соотношение сторон рамки, чтобы она хорошо вписалась в стандартный размер бумажника, в который четко влезает паспорт.
Считается, чтобы зайти в новое ремесло, первым делом надо назаказывать на Алиэкспрессе побольше всяких красивых расходников и инструмента. В том числе и по карвингу. Но у меня другой подход, я предпочитаю пробовать новое с минимальными вложениями. Поэтому купил только кусок «растишки» на Вернисаже, а инструмент буду делать по ходу дела, строго тот, без которого нельзя обойтись.
И без специального поворотного ножа для карвинга, я тоже думал обойтись, прорезая линии обычным офисным резаком с отламывающимися лезвиями. Но это оказалось ошибкой. Что он не поворотный — пустяки, картинка у меня не большая, и можно поворачивать саму кожу. Но! Он режет слишком глубоко, и после простукивания ступеньки штампом-«бевеллером», кожа почти рвется насквозь. Пришлось вставать за токарный станок, и делать полноценный поворотный нож, как у профессионалов на видеороликах:
Лезвие выточено из сломанного метчика М4. По твердости, из расхожих материалов, вряд-ли что-то лучше можно придумать. И закаливать не нужно, достаточно придать на наждаке требуемую форму.
В латунном корпусе лезвие крепится на принципе цанги, и при необходимости лезвие можно будет менять.
Для защиты лезвия, в качестве развлечения, быстренько пошиты импровизированные ножны:
Прорезал этим ножом все линии рисунка, а затем начал придавать рисунку объем, прямо по ходу дела вытачивая ударные штампы и давильники, в которых возникала необходимость:
В качестве заготовок годны буквально любые металлические стержни, начиная от толстых гвоздей. Высокая твердость не обязательна, сырая кожа не столь злой материал, чтобы ради нее делать каленые штампы. Вот например, долго валялся у меня китайский набор совершенно безтолковых «надфилей»-в кавычках, из прутка 5 мм, и никаких по твердости. Может они по китайскому замыслу только для дерева предназначались? Не знаю. Но ударный инструмент для тиснения, из них вышел годный:
Результат тиснения:
Для «проявления» получившегося рисунка, по идее положено применять специальную «антик-пасту», которая втирается во все впадины и прокрашивает их. Но она дорогая, и ехать за ней через весь город. Поэтому контрастируем обычной крем-краской для обуви. И фиксируем результат разбавленным акриловым лаком.
Это у меня уже вторая попытка изготовить бумажник. Первая была пол-года назад. Более тру-стимпанковая по дизайну:
Но значительно более косячная по качеству шитья, не буду даже показывать внутрянку)) Впрочем, в качестве подарка, тоже ушло на-ура ))
23 комментария
Очень полезная информация! Есть у меня товарищ, который мне частенько заказывает различную фурнитуру. С вашего позволения, взял на заметку)
Всегда подозревал, что работа с кожей — стремное дело, с наскоку не овладеешь.
По коже… Пока (подчеркиваю — пока) так себе. Шов и правда кривой, я даже удивился, Ваши ранние опыты с Версалем выглядели лучше.
Что касается тиснения — тоже слабо, рельефа практически нет, но на то он и первый опыт. Получится. Я вот пока забросил эти опыты, все никак не соберусь возобновить.
А первый бумажник гораздо интереснее и аккуратнее.
А давать подольше припуск на всех краях, и обрезать четко вдоль шва уже после всей окончательной прошивки — да, задним числом появилась и такая мысль. В следующий раз опробую.
Швы меня не смутили ни разу, предпочитаю легкую-допустимую кривизну с намеком на рукотворность, идеально стерильным ровненьким швам. Сочетание цветов кожи, на мой взгляд отличное, к латунным клепкам идеально подходит. Вполне симпатичный и оригинальный «Хранитель Капусты»!
Инструмент правильный и из правильных огрызков, сам никогда не выброшу обломок надфиля, метчика и т.д.
— Точно. Интересно, как их на производстве массово зацепляют в кольцо?
А если диаметр самой навивки будет достаточно небольшим, примерно в половину меньше, примененной в конструкции вашей защелки… не станет ли это, препятствием для нормальной работы кнопки? На сальниках клапанов, пружинки более
Поэтому, все-таки, исходные пружинки надо собирать с крупных сальников (лучше вообще грузовые и тракторные). И укорачивать.
Кнопка супер!