Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
В процессе разборки, у нас стало появляться смутное чувство, что как-то тут не так. Чего-то неуловимого не хватает в этой конструкции. Чего-то такого, за что Боги Электротехники отвернулись от этого станка…
А не таком оказалось принципиально полное отсутствие теплоотвода и самого понятия воздушного охлаждения электромотора. Теперь стало понятно почему он так быстро нагревался.
В общем, подведя итоги становится ясно, что тут уж слишком сэкономили на конструкции. Эх, да что там говорить-то, не просто сэкономили, а откровенно пожадничали…
Ладно. Отложим наши эмоции в сторону и подумаем, что можно сделать в такой ситуации?
А сделать можно то, чего в конструкции не хватает. Сделать принудительное воздушное охлаждение…

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Берем штангенциркуль и измеряем размеры фланцев, чтобы знать какая нужна крыльчатка по внешнему диаметру.
Потом измеряем диаметр вала ротора, чтобы знать посадочный размер для крыльчатки.
Ну, а дальше начинаем искать в своих запасах подходящую под эти размеры крыльчатку вентилятора…

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
После недолгих поисков нашлась подходящая крыльчатка. Она мирно сидела на списанном кулере системы охлаждения компьютера. Теперь нужно снять её с кулера.
Для снятия крыльчатки из инструментов понадобятся шило и пинцет.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Итак, начинаем разборку.
Берём пинцет и снимаем защитную этикетку с корпуса электромотора кулера.
Теперь берём шило, поддеваем и снимаем резиновую заглушку на корпусе электромотора.
Под заглушкой виден конец вала крыльчатки и стопорная шайба.
Поддеваем шилом шайбу и снимаем пинцетом её с вала.
Стопорная шайба на валу достаточно эластичная т.к. сделана из пластика, поэтому снять её будет не сложно.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Вынимаем крыльчатку с валом из корпуса кулера.
На этом разборка кулера охлаждения завершена.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Берем крыльчатку в доработку для посадки её на вал ротора электромотора.
Из крыльчатки демонтируем вал, для этого прогреваем вал паяльником, затем вынимаем вал из гнезда пассатижами.
Стараемся не усердствовать с прогревом вала, чтобы не покоробить всю крыльчатку.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
В центре крыльчатки сверлим отверстие для посадки на вал ротора электродвигателя.
Отверстие делаем с небольшим запасом. У нас диаметр вала 15,2 мм, а диаметр отверстия в крыльчатке сделали 16 мм.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Крепить крыльчатку на вал ротора решили через переходную муфту.
Здесь, каждый может придумывать свой вариант переходной муфты, ориентируясь на свои технические возможности и наличие материала.
Измеряем внутренний диаметр крыльчатки. В нашем случае диаметр 24 мм.
И идем наколдовывать саму муфту…

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Мы решили сделать переходную муфту из алюминиевого прутка Д16Т, выточив её на токарном станке.
Как раз в наших запасах нашелся подходящий кусок прутка, диаметром 26 мм.
Крепиться к валу муфта будет с помощью фиксирующего винта М3.
Обращаем внимание, что сейчас муфта на 15 мм длиннее от размера на чертеже.
Это сделано специально, чтобы точно посадить её на вал ротора электродвигателя и отметить отверстие под фиксирующий винт.
Перед окончательным монтажом лишние 15 мм будут отрезаны.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Хотя крыльчатка садилась в натяг, мы решили перестраховаться и для надежности приклеили её к переходной муфте на эпоксидку.
Переходная муфта с крыльчаткой готова.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Начинаем колдовство с женитьбой крыльчатки и вала ротора электродвигателя.
Крыльчатку будем монтировать на правую сторону вала, чтобы её лопасти толкали воздух в сторону ротора и статора.
Сначала демонтируем правый подшипник с вала.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Подшипник снят. Теперь примеряем крыльчатку на вал.
Отмечаем на валу точку под будущее отверстие фиксирующего винта.
На валу сверлим отверстие под фиксирующий винт крыльчатки.
Диаметр отверстия 3,5 мм.
Глубина отверстия 4 мм.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Отверстие на валу под фиксирующий винт готово.
Далее берем крыльчатку и укорачиваем муфту на 15 мм.
Ставим крыльчатку на вал ротора и затягиваем фиксирующий винт.
Осаживаем на штатное место подшипник.
Вот и все, с валом и крыльчаткой все работы сделаны.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Теперь пришло время доработать фланцы электродвигателя.
Во фланцах будем делать продыхи-прорези для подачи и отвода охлаждающего воздуха.
Скептики конечно могут возразить, мол внутрь станка будет попадать пыль. А мы возразим им в ответ, что у станка подшипники закрытого типа и им на пыль наплевать. Да и периодически продуть станок сжатым воздухом ничего не мешает. А еще греться станок будет гораздо меньше.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Поскольку делать будем по четыре прорези на каждом фланце, а это в сумме целых восемь штук, заранее приготовим шаблон из плотной бумаги для разметки отверстий под сверление.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Прикладываем шаблон к каждой стороне фланца. Закрепляем его и размечаем центры будущих отверстий.
Дальше сверлим отверстия сначала маленьким сверлом, а потом разворачиваем их большим.
В нашем случае малое сверло имеет диаметр 2 мм, а большое сверло диаметр 5 мм.
Ну и после сверлений и разворачиваний отверстий, вспомним слова из одного анекдота, и нам остается всего лишь доработать напильником готовую прорезь-воздуховод…

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Вот значит сверлили, потом разворачивали, потом дорабатывали напильником и так восемь раз подряд.
А теперь уже можно радоваться т.к. все работы с фланцами сделали.
Можем собирать всю конструкцию обратно.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Сначала собираем вместе вал ротора и правый фланец.
При посадке подшипника во фланец, следует действовать аккуратно и следить за тем, чтобы не поломать лопасти крыльчатки во время запрессовки.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Теперь будем собирать статор ротор и фланцы электромотора вместе.
Вставляем вал с ротором и правым фланцем внутрь статора электромотора.
Одеваем левый фланец на вал и осаживаем его на подшипник.
Соединяем между собой фланцы четырьмя длинными винтами.
Пока длинные винты только наживляем, но не затягиваем.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Одеваем на электромотор кожух.
Кстати, помятуя какие острые края были у кожуха, мы исправили эту недоработку и закруглили их.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Наживляем на кожух стяжной винт с гайкой, но пока не затягиваем их.
Возвращаемся к четырем наживленным длинным винтам фланцев и начинаем равномерно их затягивать до тех пор, пока фланцы не сойдутся по ширине под ширину кожуха.
Как только фланцы сошлись по ширине кожуха, затягиваем стяжной винт кожуха начистовую. Потом окончательно затягиваем начистовую винты фланцев.
На этом сборка электромотора закончена.
Далее крепим электромотор к станине и собираем станок в обратной последовательности разборки.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 2)
Вот и все, система воздушного охлаждения сделана и точильный станок собран.
Проводим ходовые испытания. Ну, а потом любуемся на результаты своих трудов.
Отдаем обновленный станок его хозяйке и честно рассказываем ей всё, что думаем об этом самом чуде техники.
На прощание подсказываем расположение ближайшего пункта приема металлолома…


Небольшой видеоролик по мотивам нашего репортажа.
Фотомодели: Кот Кэш, точильный станок «Вихрь» ТС-200, чайник Гоша
Надеемся, что продолжения не будет…
Благодарим за внимание.

Воздушное охлаждение для точильного станка. (Часть 1)

27 комментариев

avatar
Спасибо. На работе почти такой же стоит. Так эта подставка из силумина тонкая. Отломалась от движка))), несколько раз ломалась кнопка. Вобщем тихий ужас. А по поводу этой доработки у меня всё равно сомнения. Охлаждение помогло? Мне кажется не особо. греется он от самого себя и стыда за инженеров)
avatar
Работаем с китайцами… У китайских инженеров нет стыда. Он у них атрофировался за ненадобностью. У них вообще подход ко всему другой нам его очень трудно понять. Впрочем они наш тоже с трудом понимают.
avatar
Вот здесь спорный вопрос. Китайцы могут производить по требованию заказчика. Если заказчик не требует им тоже пофиг, и удешевляют на всём, и на качестве в том числе. А заказчикам лишь бы впарить и наввриться, потом что будет их не касается. Видимо здесь столкнулись две стихии покуизм… и покуизм)
Потому что много вещей я хорошего качества приобретал. Это наверное те кто репутацией своей дорожит
А вообще шут его знает как на самом деле.
Последний раз редактировалось
avatar
Ну-у, как предмет интерьера мастерской он смотрится весьма ничего. Его даже можно переделать под маленькую настольную лампу :)
Охлаждение помогло и греться до критической температуры он стал дольше. Но скажу прямо, все это делалось именно по просьбе Мастерицы, а так, фигушки бы взялись за это занятие — нерентабельное это дело :)

Забавное из переписки с производителем:
"… Не могли бы Вы выслать электросхему, конечно если эта информация не является коммерческой или военной тайной :)
Заранее благодарны."

Вот что ответил производитель:
«Добрый день.
Данную схему выслать не можем. Как Вы и сказали это военная тайна ). Можете для примера взять любую схему, от подобных станков. Вы же показываете для примера, а не разбираете до винтика данный станок.»
Последний раз редактировалось
avatar
avatar
Плюс
avatar
Спасибо :)
avatar
Чайнику Гоше — Оскара!)) +
avatar
Не-е, Гоша скромный домашний чайник, да и Бондарчук может обидеться.
Так что пусть остается дома и занимается своим прямым делом — кипячением :)
Спасибо.
avatar
Отменная подача материала!
avatar
Спасибо, мы старались :)
avatar
За старания ПЛЮС.
avatar
Благодарю :)
avatar
на другой стороне еще 1 надо было
avatar
Можно было бы, да второго такого под рукой не было.
avatar
Извиняюсь конечно но вкину пару ложек дегтя мастеру.
Идея с крыльчаткой отличная а вот исполнение отверстий в кожухе отвратительное
Что мешало сделать по одному круглому отверстию в кожухах(СЗАДИ) к которым прикрутить раструбы с фильтрами. тогда бы абразив не попадал в двигатель.
Сделали вроде и красиво качественно.но где-то недосмотрели. Ощущение двоякое.
Фильтра естественно сменные.
Последний раз редактировалось
avatar
А чего тут извиняться, это решение с раструбами и фильтрами тоже хорошее.
Скажу по-секрету, были мысли сделать и жидкостное охлаждение с внешним радиатором.
Но вот только, система охлаждения для станка, который конструктивно выполнен неграмотно и ресурс его работоспособности весьма сомнителен, такая система просто нерентабельна.
А сам пост, был создан, как подсказка по вопросу перегрева, создан для тех, кто по незнанию или другим причинам, стал обладателем таких чудо-машин или для тех, кто хотел взять такой станок, чтобы задумались стоит оно того или не стоит…
Спасибо за коммент :)
Последний раз редактировалось
avatar
Есть альтернативный способ с кулером, без токарки.
Сзади в железном кожухе вырезаем круглое отверстие и крепим туда кулер подходящего размера 60х60 или 80х80.
В подставку засовываем мелкий блок питания 12v для кулера и подключаем к кнопке.
Выпускные отверстия аналогично, в боковых крышках.
avatar
Спасибо, видел такое решение с охлаждением в сети, но именно этому станку еще блок питания пристраивать что-то душа не лежала :)
avatar
Я для себя вот такого типа блоки питания открыл B2M003ESB. Цена от 100р., мощности достаточно для среднего кулера, размер с спичечный коробок.
avatar
Спасибо, годная вещица, возьмем на вооружение.
avatar
Спасибо за идею, а часы 24 вольт запитать от 220 через такой блок питания получится?
avatar
Сомневаюсь, он всётаки на 12 вольт а не 24.
avatar
Плюс.
avatar
Благодарю :)
avatar
Идеи у Шелезякина всегда в тему. Сам тоже задумывался, но все таки использую на шлифовалки движки от насосов а там крыльчатка уже прилагается.
avatar
Спасибо на добром слове, постараюсь не зазнаться :)
Движки от насосов — тоже вариант хороший, хотя лучше бы китайские камрады делали станки, которым доработки не нужно…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.