Года полтора назад я фрилансил журналистом. Пописывал разные околотехнические заметки. Довелось писать и о стимпанке. Редактора просили картинок и нещадно кромсали текст. Но денег дали) В силу природной нескромности хочу показать текст вам. Не судите строго, но критикуйте и дополняйте.
Итак, Прошлое
Во второй половине 90-х годов xx века в новосозданной, жадной до новых впечатлений России появлялось несметное множество всего того, что раньше появиться просто не могло. Для «свободного западного мира» появлявшееся давно уже было естественным, иногда даже чуть поднадоевшим, — у нас новым и потому желанным. На книжных развалах как морошка на болоте россыпями появлялась забугорная литература — множество новых авторов, работавших во всевозможных жанрах, и по странному стечению обстоятельств, наиболее раскупаемыми оказались писатели-фантасты. Были среди них и Уильям Гибсон с Брюсом Стерлингом, писавшие в жанре киберпанка, но их мало кто заметил. Слишком уж непростые у них были вещи. Антиутопические.
Спустя пять-шесть лет усилиями «Амфоры», «Симпозиума» да еще пары издательств, придумавших собирать тематические книжные серии, в России была создана традиция массового издания «умной» книги (вроде Павича с Кундерой), да и спрос на нее появился.
Сюда-то «фантасты-киберпанки» Гибсон со Стерлингом как раз и вписались. Прямо на одну полку с Кундерой. В «Амфоре» было издано штук семь книжек, в частности, их совместная работа, «Машина различий» («The Difference Engine», 1992), написанная в жанре стимпанка, о чем ниже.
Сам термин «стимпанк» (составное слово образованное совмещением англ. steam и punk) являлся изначально исключительно литературным явлением и впервые появился во время дискуссии, развернувшейся между двумя друзьями-писателями Джеймсом Блэйлоком и Кевином Джетером на страницах журнала Locus в 1987 году. Дискуссия шла о литературных жанрах в современной фантастике и постоянно сворачивала к модному тогда киберпанку. Блэйлок и Джетер весьма иронично отзывались о повальном увлечении новинкой и в шутку предложили альтернативу киберпанку – стимпанк. Как и его «прародитель» стимпанк был жесткой антиутопией — первые романы жанра являлись настоящим манифестом социально-философского пессимизма. Главным отличием являлся антураж стимпанковских романов, сюжет которых разворачивался в мире, остановившемся в технологическом развитии на уровне «условно допустимых»* паровых технологий (что и дало название жанру). Классическая вселенная стимпанка стилизовалась под Америку или Европу (как правило, Англию) второй половины XIX – начала XX века, охваченную горячкой фабрично-заводских строительств, с характерным городским пейзажем и резким социальным расслоением. Причем действие могло разворачиваться не только в далеком будущем, но и на другой планете или даже в другой вселенной.
*Что значит «условно допустимые» технологии? Только то, что эти технологии вполне могли бы существовать в реальном мире (тогда как киберпанковские чипсеты для чтения мыслей – вряд ли). Так, например, характерное для второй половины XIX века оружие приобретает необходимые для жанра искажение – револьверы, винтовки и пушки снабжаются паровыми колесными механизмами, хакеры, заменяются полусумасшедшими учеными увешанными всяческими механическими гаджетами, искусственный интеллект, предстает перед нами в виде похожего на керосинку медно-латунного механизма с заклепками, изобретенный в 1816 году двигатель Стирлинга вешается на бронированный дирижабль, способный перелетать с планеты на планету (между прочим, сейчас NASA проявляет интерес к созданию двигателя Стирлинга для космических аппаратов, исследующих дальний космос, так что конкретно эта технология допустима и даже не «условно» уже сегодня www.newscientist.com/article.ns?id=dn6419 ). Транснациональные корпорации и бездушная государственная машина со всеми своими спец. службами и шпионами, против которых борются пролетарии и простые революционеры (антиутопия все же) остаются без изменений — все это просто помещается в соответствующий антураж.
Настоящее
Жанр жил своей жизнью, трансформировался и вот, спустя пять лет после появления термина, роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» написанный в жанре стимпанка превратил забывшуюся уже шутку в бестселлер. В повествование вплелись позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «диких окраин» и «старой доброй Англии». Именно таким стимпанк предстает перед нами сегодня. Однако тогда, в девяносто втором, Стерлинг с Гибсоном всячески отбиваясь от навешиваемых восторженными критиками ярлыков, и внемля разговорам про «какой-то стимпанк», не думали, «что это приживется». Cкромники.
Мало того, что это прижилось, эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению целой субкультуры с появлением собственной моды, дизайна и даже музыки. Стимпанк проник в игровую индустрию и кино. Из последних, вышедших в прокат фильмов можно назвать «Дикий, дикий Запад» с Уиллом Смитом, «Лига выдающихся джентльменов», в котором засветился сэр Шон Коннери и совсем недавний «Золотой компас» с Николь Кидман.
Стимпанк приобрел особую популярность в Японии, став там «нео-викторианством» и объединив «эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям». Для японской культуры характерно пассивное заимствование всего нового, с непременной последующей интеграцией. Копирование происходит как-то незаметно, с обязательным добавлением присущих только японцам черт, и, непостижимым образом, в итоге получается оригинальный продукт. Похожий на оригинал, но все же другой. Так и со стимпанком — японцы завели модельеров, шьющих эксклюзивные костюмы, и часовых дел мастеров, производящих совершенно невообразимые вещи.
Западу же осталось все остальное — музыка, кино, литература, игры, графика (комиксы**) ну и конечно моддинг.
**Особенно хороша польская графика — авантюрный стим-комикс, повествующий о приключениях спецагентов первой бригады польского легиона в альтернативном мире времен Первой мировой войны. Это, своего рода, альтернативный, восточноевропейский стимпанк.
Тут я позволю упомянуть уже известного читателям стимпанкера Иеронимуса Исамбарда «Джейка» вон Слатта (Hieronymus Isambard «Jake» von Slatt). Wired обозвал его «хакером». Джейк мало того, что завел свой стимпанк-сайт, так еще и конструирует оформление (моддингует) для обычного компьютерного железа. Когда на заказ, а когда и для собственного удовольствия. Г-н Джейк показывает на сайте свои несомненно оригинальные и приятные на взгляд вещи и рассказывает как и что создавалось, какие возникали трудности при сборке, советует какие материалы использовать. С фотографиями и видео. В общем, снабжает самой что ни наесть подробной инструкцией.
Вот, например, сет со стареньким мерседесом, обросшим фарами от Ford Model A и поворотниками от фольксвагена — он к сожалению еще не закончен, но только при взгляде на приборную доску преисполняешься крайнего уважения.
Однако, помимо г-на вон Слатта существуют и другие умельцы. Очень популярна аэрография «под стимпанк» — и стоит меньше и кардинальных изменений в привычном лэптопе не требует. Так австралийский художник-иллюстратор Колин Томпсон (Colin Thompson) предлагает на gelaskins оригинальный дизайн для iPhone – медные шестеренки на корпусе, латунные болтики, датчики, надпись «Прототип, не для продажи» — сразу и не поймешь, что это такое, то ли проржавевшая деталь старинных часов, то ли паро-артефакт неизвестного назначения.
Будущее?
Не без помощи Evelyn Kriete, идеолога и главного вдохновителя стимпанкеров западного полушария, в мае 2008 года был запущен новый стим-проект. Телектроскоп Пола Джорджа. Эта массивная блестящая золотым (или медным ?) выпуклым боком конструкция с деревянными и бронзовыми элементами больше всего напоминает всплывшую по недоразумению на суше жульверновскую подлодку «Наутилус».
По легенде, сопровождавшей открытие объекта, прапрадед г-на Джорджа, Александр Стэнхоуп Джордж (Alexander Stanhope St George), еще в XIX веке прорыл трансатлантический тоннель от Лондона до Нью-Йорка, намереваясь, снабдив туннель системой линз и зеркал, соорудить смотровые порталы в обоих городах. Но со временем о проекте забыли. И совсем недавно, как раз к 125-летию бруклинского моста, праправнук, воплотил в жизнь мечту деда. Тут вот статья и сайт.
Таким образом, стимпанк потихоньку превращается в нашу с вами реальность. (Вечеринки-пикники)
________________ Использованы — чудесная статья Бориса Невского и Михаила Попова, wiki и вики.
о, спасибо, лестное предложение) в принципе, можешь взять кусок до главки настоящее (два последних абзаца прошлого, как звучит-то)) и доработав его по своему усмотрению, использовать. я уже вряд ли что новое напишу в ближайшее время)
+ раскрыть тему музыки, моддинга более подробно, стимпанк мероприятий(вечеринок, «викторианских пикников», etc) и будет вполне себе официальный FAQ, который, имхо, давно уже необходим.
c удовольствием, по крайней мере по музыке и по вечеринкам, частично уже скидываю некоторую инфу в муз. раздел, надо будет ещё добавить и потом воедино свести. по моддингу тут специалистов тоже хватает, так что можно будет совместными усилиями создать полный FAQ.
13 комментариев
отличная статья.
Приятно было читать!