Забытые изобретения

Мало кто скажет кем был великий изобретатель Герон и когда он жил.
Между тем он автор первого парового движителя, он не успел его применить,
и на это у человечества ушло без малого два тысячелетия. У него в активе много автоматов,
полезных приборов.Мы знаем слово автоматоны, а он в первом веке построил целый театр
действовавший автоматически. Думается все это интересно и полезно знать такому
сообществу как STEAMPUNK.

Забытые изобретения Герона Александрийского
Автор: Дмитрий Романенко

Многие из нас, изучая физику или историю техники, с удивлением обнаруживают, что некоторые современные технологии, предметы и знания были открыты и изобретены в далекие античные времена. Фантасты в своих произведениях для описания таких явлений даже используют специальный термин: «хроноклазмы» — таинственные проникновения современных знаний в прошлое. Однако, в реальности все проще: большинство подобных знаний были действительно открыты древними учеными, но потом по каким-то причинам о них забыли и открыли вновь спустя столетия.
В этой статье предлагаю вам ближе познакомиться с одним из удивительных ученых античности. Он внес в свое время огромный вклад в развитие науки, но большинство его трудов и изобретений кануло в Лету и было незаслуженно забыто. Имя ему — Герон Александрийский.
Герон жил в Египте в городе Александрия и поэтому стал известен как Герон Александрийский. Современные историки предполагают, что он жил в 1-м веке н.э. До наших времен дошли лишь переписанные копии трудов Герона выполненные его учениками и последователями. Часть из них на греческом, а часть на арабском языке. Существуют и переводы на латынь, выполненные в XVI веке.
Наиболее известна «Метрика» Герона — научный труд, в котором даны определение шарового сегмента, тора, правила и формулы для точного и приближенного вычисления площадей правильных многоугольников, объемов усеченных конуса и пирамиды. В этом труде Герон вводит термин «простые машины» и использует для описания их работы понятие момента силы.
Диоптра была прообразом современного теодолита. Главной ее частью служила линейка с укрепленными на ее концах визирами. Эта линейка вращалась по кругу, который мог занимать и горизонтальное, и вертикальное положение, что давало возможность намечать направления, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Для правильности установки прибора к нему присоединялись отвес и уровень. Пользуясь этим прибором и вводя в употребление прямоугольные координаты, Герон мог решать на местности различные задачи: измерить расстояние между двумя точками, когда одна из них или обе они недоступны наблюдателю, провести прямую, перпендикулярную к недоступной прямой линии, найти разность уровней между двумя пунктами, измерить площадь простейшей фигуры, даже не вступая на измеряемую площадку.
Кроме всего прочего Герон дает описание изобретенного им устройства для измерения расстояний — одометра.

Забытые изобретения

Рис. Одометр (внешний вид

Забытые изобретения (Фото 2)
Рис. Одометр (внутренне устройство)
Одометр представлял собой небольшую тележку, установленную на двух колесах специально подобранного диаметра. Колеса поворачивались ровно 400 раз на миллиатрий (древняя мера длины, равная 1598 м). Посредством зубчатой передачи во вращение приводились многочисленные колеса и оси, а индикатором пройденного расстояния были камешки, выпадавшие в специальный лоток. Для того, чтобы узнать, какое расстояние было пройдено, нужно было лишь подсчитать количество камешков в лотке.
Одним из самых интересных трудов Герона является «Пневматика». В книге приведены описания около 80 устройств и механизмов. Наиболее известным является эолипил (в переводе с греческого: «шар бога ветров Эола»).

Забытые изобретения (Фото 3)
Рис. Эолипил
Эолипил представлял собой наглухо запаянный котел с двумя трубками на крышке. На трубках устанавливался вращающийся полый шар, на поверхности которого были установлены два Г-образных патрубка-сопла. В котел через отверстие заливалась вода, отверстие закрывалось пробкой, и котел устанавливался над огнем. Вода вскипала, образовывался пар, который по трубкам поступал в шар и в Г-образные патрубки. При достаточном давлении струи пара, вырываясь из сопел, быстро вращали шар. Построенный современными учеными по чертежам Герона эолипил развивал до 3500 оборотов в минуту!
К сожалению эолипил не получил должного признания и не был востребован ни в эпоху античности ни позже, хотя и производил огромное впечатление на всех, кто его видел. Эолипил Герона является прототипом паровых турбин, появившихся лишь спустя два тысячелетия! Более того, эолипил можно считать одним из первых реактивных двигателей. До открытия принципа реактивного движения остался один шаг: имея перед собой экспериментальную установку, требовалось сформулировать сам принцип. На этот шаг человечество затратило почти 2000 лет. Сложно представить, как бы выглядела история человечества, если бы принцип реактивного движения получил распространение 2000 лет назад.
Еще одним выдающимся изобретением Герона, связанным с применением пара является паровой бойлер.

Забытые изобретения (Фото 4)

Конструкция представляла собой большую бронзовую емкость, с коаксиально установленным цилиндром, жаровней и трубами для подачи холодной и выведения горячей воды. Бойлер обладал большой экономичностью и обеспечивал быстрый нагрев воды.
Значительную часть «Пневматики» Герона занимает описание различных сифонов и сосудов, из которых самотеком по трубке вытекает вода. Принцип, заложенный в этих конструкциях, с успехом используется современными водителями при необходимости отлить бензин из бака автомобиля. Для создания божественных чудес жрецам пришлось воспользоваться умом и научными знаниями Герона. Одним из наиболее впечатляющих чудес стал разработанный им механизм, который открывал двери в храм при разжигании огня на алтаре.

Забытые изобретения (Фото 5)

Нагретый от огня воздух поступал в сосуд с водой и выдавливал определенное количество воды в подвешенную на канате бочку. Бочка, наполняясь водой, опускалась вниз и с помощью каната вращала цилиндры, которые приводили в движение поворотные двери. Двери раскрывались. Когда огонь гас, вода из бочки переливалась обратно в сосуд, а подвешенный на канате противовес, вращая цилиндры, закрывал двери.
Довольно простой механизм, а зато какой психологический эффект на прихожан!
Еще одним изобретением, существенно повысившим рентабельность античных храмов, стал изобретенный Героном автомат по продаже святой воды.
Внутренний механизм устройства был достаточно прост, и состоял из точно сбалансированного рычага, управляющего клапаном, который открывался под действием веса монеты. Монета падала сквозь щель на небольшой лоток и приводила в действие рычаг и клапан. Клапан открывался, вытекало некоторое количество воды. Затем монета соскальзывала с лотка, и рычаг возвращался в исходное положение, закрывая клапан.
Это изобретение Герона стало первым в мире торговым автоматом. В конце XIX века торговые автоматы были изобретены вновь.
Следующее изобретение Герона также активно применялось в храмах.

Забытые изобретения (Фото 6)
Изобретение представляет собой два сосуда, соединенных трубкой. Один из сосудов наполнялся водой, а второй вином. Прихожанин доливал небольшое количество воды в сосуд с водой, вода поступала в другой сосуд и вытесняла из него равное по объему количество вина. Человек приносил воду, а она «по воле богов» превращалась в вино! Это ли не чудо?
А вот еще одна придуманная Героном конструкция сосуда по превращению воды в вино и обратно.

Забытые изобретения (Фото 7)

Половина амфоры наполняется вином, а вторая половина водой. Затем горлышко амфоры закрывается пробкой. Извлечение жидкости происходит при помощи краника, расположенного внизу амфоры. В верхней части сосуда под выступающими ручками просверлены два отверстия: одно в «винной» части, а второе в «водяной» части. Кубок подносился к кранику, жрец открывал его и наливал в кубок либо вино, либо воду, незаметно затыкая одно из отверстий пальцем.
Уникальным для своего времени изобретением был водяной насос, конструкция которого описана Героном в его труде «Пневматика».
Насос представлял собой два сообщенных поршневых цилиндра, оборудованных клапанами, из которых поочередно вытеснялась вода. Насос приводился в действие мускульной силой двух человек, которые по очереди нажимали на плечи рычага. Известно, что насосы такого типа впоследствии использовались римлянами для тушения пожаров и отличались высоким качеством изготовления и удивительно точной подгонкой всех деталей.
Наиболее распространенным способом освещения в античное время было освещение при помощи масляных ламп. Если при наличии одной лампы следить за ней было легко, то при наличии нескольких ламп уже возникала потребность в слуге, который бы регулярно ходил по комнате и поправлял фитили в лампах. Герон изобрел автоматическую масляную лампу.
Лампа состоит из чаши, в которую наливалось масло и устройства для подачи фитиля. Это устройство содержало поплавок и соединенное с ним зубчатое колесо. При понижении уровня масла, поплавок опускался, вращал зубчатое колесо, а оно, в свою очередь, подавало в зону горения тонкую рейку, обмотанную фитилем. Это изобретение стало одним из первых применений зубчатой рейки совместно с зубчатым колесом.
В «Пневматике» Герона также приведено описание конструкции шприца.
К сожалению, точно неизвестно использовался ли в эпоху античности этот прибор для медицинских целей. Также неизвестно, знали ли о его существовании француз Чарльз Праваз и шотландец Александр Вуд, которые считаются изобретателями современного медицинского шприца.
Уникальным для своего времени научным трудом является «Механика» Герона. Эта книга дошла до нас в переводе арабского ученого IX века н.э. Косты аль-Балбаки. До XIX века эта книга нигде не публиковалась и была, по-видимому, неизвестна науке ни во времена Средневековья, ни в период Возрождения. Это подтверждается и отсутствием списков текста его в греческом оригинале и в латинском переводе. В «Механике» помимо описания простейших механизмов: клина, рычага, ворота, блока, винта, мы находим созданный Героном механизм для подъема грузов.
В книге этот механизм фигурирует под названием барулк. Видно, что это устройство представляет собой ни что иное, как редуктор, который используется в качестве лебедки.
Труды «О военных машинах», «Об изготовлении метательных машин» Герон посвятил основам артиллерии и описал в них несколько конструкций арбалетов, катапульт, баллист.
Труд Герона «Об автоматах» пользовался популярностью в эпоху Возрождения и был переведен на латынь, а также цитировался многими учеными того времени. В частности, в 1501 году Джорджио Валла (Giorgio Valla) перевел некоторые фрагменты этого труда. Позже последовали переводы и другими авторами.
Известно, что Герон создал своеобразный кукольный театр, который передвигался на скрытых от зрителей колёсах и представлял собой небольшое архитектурное сооружение – четыре колонны с общим цоколем и архитравом. Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой шнуров и зубчатых передач, тоже скрытых от глаз публики, воспроизводили церемонию празднества в честь Диониса. Как только такой театр выезжал на городскую площадь, на его сцене над фигурой Диониса вспыхивал огонь, на пантеру, лежащую у ног божества, лилось вино из чаши, а свита начинала танцевать под музыку. Затем музыка и танцы прекращались, Дионис выворачивался в другую сторону, пламя вспыхивало во втором жертвеннике – и всё действие повторялось сначала. После такого представления куклы останавливались, и представление заканчивалось. Это действо неизменно вызывало интерес у всех жителей, без различия в возрасте. Но не меньший успех снискали уличные спектакли другого кукольного театра Герона. Этот театр (пинака) был очень мал по своим размерам, его легко переносили с места на место, Он представлял собой небольшую колонну, наверху которой находился макет театральной сцены, скрытой за дверцами. Они открывались и закрывались пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои. На крошечной сцене с исключительным мастерством показывалось, как воины сооружали и спускали на воду парусные корабли, плыли на них по бурному морю и погибали в пучине под сверкание молний и раскаты грома. Для имитации грома Герон создал специальное устройство, в котором из ящика высыпались шарики, ударявшиеся о доску.
В своих автоматических театрах Герон, по-сути, использовал элементы программирования: действия автоматами выполнялись в строгой последовательности, декорации сменяли друг друга в нужные моменты. Примечательно, что основной движущей силой, приводившей в движение механизмы театра, была гравитация (использовалась энергия падающих тел), также использовались элементы пневматики и гидравлики.
На протяжении своей жизни Герон создал много разнообразных изобретений, интересных не только его современникам, но и нам — живущим два тысячелетия спустя.

36 комментариев

avatar
Спасибо за статью, узнал много нового и интересного +)
avatar
Не знаю почему, но о Героне практически не вспоминают. А подлеца Нерона знают.
Очень не справедливо.
avatar
И Герострата помнят, а кто построил храм Артемиды — вряд-ли! :)
avatar
Спасибо!
Увлекательно и полезно! +
Книга Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас...»
А нет ли у вас в планов, писать и об иных «механиках»?
  • Trou
  • 0
avatar
Уже не зря материал выложил!
Планов тьма, а возможностей на все не хватает :)
В сутках 24 часа, да и руки только две…
avatar
steampunker.ru/blog/547.html
steampunker.ru/blog/552.html
Может оно и не плохо, что темы возобновляются, а то не многие полезут копать в историю сайта… :))
avatar
Вот и я копнул, увы не достаточно глубоко.
Будем уповать на то, что кашу маслом не испортишь.
avatar
:)
Это же надо, какое попадание в тему, особенно часть №1.
С интересом прочёл часть №2. И вам спасибо!
avatar
Герон вообще мой любимый персонаж, я гдето на сайте его даже в гогглах рисовал, как почетного стимпанкера....:))
avatar
И мой тоже… снимаю шляпу.
avatar
avatar
;)) Не только это… Пытаетесь уесть?..
Минус, к стати не мой, но поправлять не считаю нужным
avatar
???
Пытаетесь уесть?..
avatar
Дебилы. Даже ссылку заминусовали.
avatar
Спасибо! Статья интересная и познавательная.+
avatar
avatar
Гоп-компашка подтянулась поминусерить :)))
avatar
Я трепесчууууу…
avatar
Да что с вами? вам сегодня в автобусе на любимую мазоль наступили?
Ну было… ну и что? Чего бузить то?..
avatar
Скучно.
avatar
Ааа… это понятно....;))
avatar
Добавил в юмор картинку, может рассмешит)
avatar
"Куликовская Фанатская группировка" обхохоталась.
avatar
Может тогда статейку хорошую напишете?
avatar
Сегодня?
avatar
Ну, это уж как знаете....;))
avatar
у меня скучать не получается…
avatar
Вот видите, я пропал — вы на очереди :)

Только Кулика, уверен, вы зря приплетаете, он ВКонтакте всё больше бывает. Хотя его реплика в холиваре про негра удивила…
avatar
тут в самом начале хорошее видео с реконструкцией, театр хорошо показан.
clubs.ya.ru/4611686018427417544/replies.xml?item_no=2937
avatar
С интересом посмотрел!
avatar
«Статья» — голимый копипаст. «Автор» даже фотографии не удосужился привести в удобоваримый размер. (-)
avatar
Зато был указан реальный автор статьи. Иногда копипаст — это хорошо. Думаю многие раньше этой статьи не видели, значит этот «копипаст» расширил кругозор, а значит принес пользу.
но с фотографиями и вправду что-то не так, однака ставлю +
avatar
Всё новое-хорошо забытое старое)
avatar
Автор указан, но нет ссылки на статью. Простой пользователь не обязан разбираться, кто автор, а кто и под каким ником это выложил. Я понимаю, если бы это была сборка из множества статей, скомпонованных копипастом по смыслу и желанию автора статьи (как он видит состав статьи для удобства пользователей)с хотя бы минимальной обработкой кусков текста. Я и сам так иногда поступаю, вырывая куски из чужих статей для иллюстрации собственноручно обнаруженных интересных фотографий , не содержащихся в этих публикациях. Но когда статью выкладывают простым копипастом (ИМХО) необходимо выложить ссылку на оригинал. А для удобства читателей — перевести формат фото в 600х800. Тогда и вопросов не возникнет.
avatar
Эолипил тут регулярно поминают, чертеж ворот храма вообще из учебника физики. Про надувательство с водой/вином не знал. Если я не ошибаюсь, ещё он изобрёл автоматический наливатель воды: прообраз нынешнего сливного бачка.
avatar
Всё верно, кашу маслом не испортишь… Спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.