Пневмопочта

Основные принципы пневматики были изложены Героном Александрийским. Этот великий инженер в первом столетии в своем трактате <<Пневматика>> описал принципы и составляющие компоненты, которые до сих пор лежат в основе пневмотранспорта.
Первая пневматическая почта как средство почтовой связи была предложена в 1667 году французским физиком Дени Папеном.
Пневмопочта

Пневмопочта (Фото 2)
Генрих фон Стефан — новатор пневматической почты в Германии(1876)

К середине XIX века пневмопочта стала применяться в некоторых больших городах для рассылки писем из одной части города в другую по подземным трубам при посредстве пневматических машин (воздушных насосов). Устроена она была впервые в Лондоне в 1853 году, затем в Париже, Вене и Берлине (1876). В Лондоне первая линия соединяла Лондонскую фондовую биржу и Главный телеграф и имела протяжённость трубопроводов 100 м. При этом трубы были расположены звездообразно, так что различные станции находились в непосредственном сообщении только с центральной главной станцией. В Париже и Вене трубы были расположены кругообразно, чем достигалась возможность прямого сообщения между многими отдельными станциями.
Дальнейшее своё развитие пневматическая почта получила в Германии благодаря инициативам Генриха фон Стефана, генерального почтмейстера Германской империи.В Берлине первоначально была устроена, как более дешёвая, кругообразная сеть, но затем постепенно к 1884 году она была преобразована в звездообразную, позволяющую осуществлять передачу с более высокой скоростью посылок. К 1900 году в Берлине, включая сюда и предместья Шарлоттенбург, Риксдорф (нем. Rixdorf) и Шёнеберг, общая длина чугунных труб (внутреним диаметром 65 мм, внешним 74 мм), закопанных на глубине 1,25 м, составляла уже более 118 км. Сеть эта соединяла 53 станции. Через каждые четверть часа с 7 часов утра до 10 часов вечера по трубам между станциями ежедневно пересылалось от 5 до 10 цилиндрических капсул с письмами. Длина каждой такой алюминиевой капсулы была 15 см. Капсулы были закрыты только с одной стороны. После того как посылка была вложена в капсулу, на неё надевался кожаный чехол 11 см длины.
Движение капсул по трубам совершалось посредством или сжатого, или разрежённого воздуха. В восьми местах города находились паровые машины, приводившие в действие насосы, посредством которых нагнетался или разрежался воздух в железных больших сосудах. Сосуды эти находились в сообщении с трубами. Для приведения в движение вложенных в трубу капсул достаточно было повернуть кран. Так как капсулы не вплотную занимали соответствующее им место трубы, то в трубу за ними вкладывался ещё особый поршень, состоявший из деревянного цилиндра (11 см длины), покрытого кожей и снабженного на одном конце кожаным кольцом. Кольцо это плотно прилегало к стенкам трубы и герметически её закрывало. Таким образом была обеспечена защита от уменьшения движущей силы воздуха. Для предохранения капсулы от сильного удара, при достижении ею приёмной станции, навстречу ей впускался противодействующий ток воздуха, который заставлял её подойти к месту назначения со скоростью, значительно замедленной. Прибытие очередной посылки сигнализировалось телеграфным сигналом.
Пневматической почтой пользовались преимущественно для рассылки полученных главной телеграфной станцией телеграмм. В 1898 году число посылок в Берлине было 6 235 505, из которых 5 002 688 телеграмм, а остальные — письма закрытые и открытки. Берлинская пневмопочта поддерживала связь между 15 почтовыми отделениями. В 1913 году с её помощью было доставлено свыше 12 миллионов почтовых отправлений, на которых ставились отметки особыми штемпелями.
К началу XX столетия пневматическая почта была введена также в Филадельфии, Ливерпуле, Бирмингеме, Манчестере, Дублине, Глазго и некоторых других больших городах. В Советском Союзе пневматическая почта была распространена на почтамтах Москвы, Ленинграда и других крупных городов.
По мере развития телефонной и телетайпной сети значение пневмопочты стало уменьшаться. Одними из последних работавших пневмопочт были общедоступные городские системы в Париже, Лондоне и Гамбурге.
Пневматическая почта в Праге является, по-видимому, последней действующей системой городской почты подобного рода. Она впервые появилась в 1887 году (пятой в мире) и действовала вплоть до наводнения 2002 года. Чешская телекоммуникационная компания чеш. Telefónica O2 занимается её восстановлением.
В настоящее время пневмопочтой пользуются некоторые гипермаркеты для отправки наличных денег в находящуюся в здании главную кассу, а также банки, обслуживающие подъехавших в специально оборудованное место клиентов на автомобиле, для отправки чеков или денег.
Пневмопочта (Фото 3)
Пневмопочта (Фото 4)

21 комментарий

avatar
Спасибо за статью)+)
avatar
Пожалуйста!)И спасибо)Возможно коротко, но как обычно, самое главное, вроде))Еще раз спасибо и Вам!
avatar
Пневмопочта — колыбель телепортации! :)
  • Trou
  • 0
avatar
в одном из банков моего города есть такая=)+
avatar
Читал-читал, так и не нашел самого главного — допускались ли в конструкции повороты, и как были организованы?
avatar
Конечно допускались. Поворот большого радиуса (R=1 метр и более), контейнер проскакивает без проблем.
avatar
Прорисовал — таки да, пролазит…
avatar
Интересно! Спасибо! В Сбербанке в Москве в нескольких отделениях пневмопочта тоже действует, правда в рамках одного отделения. Плюс.
avatar
Спасибо, очень понравилось))) Интересный пример пневмопочты представлен в Москве, в музее эксперементальных наук, «Эксперементариуме»)))) +
avatar
Спасибо, чтовыложили статью. От себя немного добавлю :)

Акции пневмопочты.



Карта пневмопочты Парижа 1917 год.



Пневмокапсулы.









Устройство приёмного узла.





Пневмомагистрали.







Рабочие места оператора.





























Сортировочные пункты и различное обслуживание.

















avatar
Спасибо за добавку контента, +)
avatar
Для статьи готовил, вот и пригодилось. Мне не жалко.
avatar
Я так и понял) Было дело собирался написать про одну подводную лодку, но варкаподарка написал про другую, примерно из тех времён. Решил отложить свой рассказ, а то слишком много подводных лодок будет)
avatar
А забавно однако… я желание выложить высказал… ву-а-ля (!) статью уже выложили…
Может мне так на заказ пожелания высказывать? :))
avatar
Храните всё своё в тайне (пока не придёт время)) А пожелания о том, что хочется увидеть, узнать, всегда в тему будут)
avatar
Фото отличные, ждем-с статью! (да, будет дублирование, но ваши статьи подробны и интересны, так что...)
avatar
Да не, по стирал уже всё.
avatar
Еще немного увеличить калибр, и можно как человеческий транспорт использовать. Ну, по-крайней мере, детей в детский сад отправлять :-)
avatar
Кому интересна тема — не плохой сайтик pneumaticpost.blogspot.ru/
avatar
Хорошая статья, я в прошлом году интересовался данной темой. Работал на железной дороге (оператором газовой котельной)и заметил что от главного здания отходят трубы уходящие под ж/д ветки и выходящие на другой стороне возле сторожки дежурного, оказалось тоже пневнопочта, но скорее всего уже немного другой конструкции, парового двигателя так нет точно. Так, что отдельные ветки действуют и сейчас. +
Помню увидел впервые такое в фильме «Тень» 1994 года, всегда казалось, что это тоже был элемент фантастики, ах нет.)
avatar
+ Интересная тема.
Пневмопочта с успехом действует по сей день в РГБ (бывшая «Ленинка»):)
Как из неё читательские требования в трубках вылетают — любо -дорого посмотреть :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.