Первая четверть XIX века. Неописуемое воодушевление царило в то время в британском (да и не только) обществе по поводу успешных опытов с пародышащими машинами — паровозами [1]. Все затаив дыхание ждали наступления «эпохи пара» и художники, работавшие в легком жанре сатиры с удовольствием помогали представить недалекое уже паровое будущее.
"Locomotion", карикатура Джорджа с непроизносимой фамилией Cruikshank (George Cruikshank), вторая половина 1820-х.
Слева направо: ПароХод («Walking by Steam»), Паровой экипаж («Riding by Steam») и паровой вертолет («Flying by Steam»)
На заднем плане (справа в кустах) видно навернувшегося паролетчика в клубах дыма
"A View in Whitechapel Road", карикатура H. T. Alken, 1831
Как следует из названия — перед нами чудесный вид на уайтчепельскую [2] дорогу.
Взгляду зрителя предстает эпическая картина прогресса: все в дыму и пару, все куда-то спешат, успевая при этом торговать, принимать пятичасовой (?) чай и переругиваться друг с другом.
Две самые большие паровые повозки украшены надписями «Адский вызов — из Ярмута в Лондон» и «Страшные места — Колчестер, Лондон» («The Infernal Defiance — From Yarmouth to London» и «The Dreadful Vengeance — Colchester, London»).
Парусиновую крышу кормовой части повозок украшает надпись «Гарантированная свобода от сырости [или сухость] (»Warranted free from Damp"), там же продают горячие завтраки с чаем и кофе. Рядом снует маленький фургончик с горячим хлебом, а на заднем плане виднеется тех. станция, продающая уголь («Coals Sold Here...»).
А вот эта миниатюра — не карикатура а суровая реальность.
Остальные не паровые, но викторианские карикатуры можно посмотреть на страничке ресурса pemberley.com, там вообще много интересного.
________________
1. Первый паровоз, двигавшийся по рельсам, был создан в 1804 году Ричардом Тревитиком. Первая железная дорога была открыта в 1825 году, проходила между Стоктоном и Дарлингтоном (США), обслуживалась паровозами Стефенсона (George Stephenson). Этот паровоз стал прообразом для всех дальнейших разработок паровозов.
2. Уайтчепель — восточный квартал Лондона, до конца XIX века представлявший собою трущобы.
7 комментариев
Очень и очень) Что касается исполнения — становиться не по себе от сознания, что абсолютное большинство нынешних иллюстраторов и карикатуристов совершенно разучились рисовать.
Увы и увы! Смотря на эти иллюстрации, их хочется разглядывать, обращаешь внимание на детали. В нашей век вечной спешки — 10 секунд на картинку с текстом из дюжины слов и все, забыть ее навечно. Позволю себе небольшой офтоп, последние стоящие карикатуры я видел у Кукрыниксов на тему Великой Отечественной. И то, потом начались вечные самоповторы не тему холодной войны — Дядя Сэм с бомбами и т.п.
вот как раз в середине XX века изменились приоритеты на рисовальном рынке) появилось множество тех приспособлений, облегчающих жизнь прессы (а карикатура — это ведь порождение СМИ), хороший рисовальщик перестал достаточно зарабатывать на карикатурах и ушел на более достойную оплату в рекламу, а теперь в дизайн
еще в начале прошлого века каждая уважающая себя газета или журнал имели в штате рисовальщика, изготавливавшего к каждому выпуску некие злободневные иллюстрации. а сейчас есть фотография — и дешевле, и быстрее, и выбор больше. Карикатуры сейчас применяют только солидные издания с серьезной истоией. Навроде New Yorker'a
7 комментариев
еще в начале прошлого века каждая уважающая себя газета или журнал имели в штате рисовальщика, изготавливавшего к каждому выпуску некие злободневные иллюстрации. а сейчас есть фотография — и дешевле, и быстрее, и выбор больше. Карикатуры сейчас применяют только солидные издания с серьезной истоией. Навроде