В 1865 году Эдвард Эллис (в одном источнике — изобретатель, в другом — писатель) в своём историческом романе «Громадный охотник, или Паровой Человек в прериях» поведал миру об одарённом конструкторе — Джонни Брейнерде, который первым построил «человека, который движется на пару».
«Несколько недель, захваченный волнующей идеей, Джонни не мог найти себе места и, после нескольких неудачных попыток, всё-таки построил то, что хотел… У механического человека всё, даже лицо, было сделано из железа, а тело его было окрашено в чёрный цвет. Механизм имел пару как бы испуганных глаз и огромный усмехающийся рот. В носу у него было приспособление, подобное свистку паровоза, через которое выходил пар. Там, где у человека находится грудь, у него был паровой котёл с дверцей для подбрасывания в поленьев. Две его руки держали поршни, а подошвы массивных длинных ног были покрыты острыми шипами, чтобы предотвратить скольжение.В ранце на спине у него были клапаны, а на шее — вожжи, с помощью которых водитель управлял Паровым Человеком, в то время как слева шёл шнур, для контроля над свистком в носу. По свидетельствам очевидцев, первый Паровой Человек мог двигаться со скоростью до 30 миль в час (около 50 км/час), а фургон, запряжённый этим механизмом, шёл почти так же стабильно, как железнодорожный вагон.»
Идея так захватила ученых всего мира, что о механических людях тогда стали говорить все чаще и чаще с большим восторгом, тема оказалась весьма востребованной, что иллюстрируют обложки множества изданий тех лет. Но это пока только в предположениях и на бумаге. Хотя везде говорилось о реальном создании «парового человека».
Примерно с 1880 года профессор Арчибальд Балльтазар Кэмпион занялся практической реализацией идеи «парового человека»… У него получилось нечто другое, и готовая функционирующая модель была впервые представлена миру на выставке 1893 World's Columbian Exposition, называлась она Boilerplate.
На самом деле само изобретение не базировалось на паровой машине, а было неким подобием механической человекоподобной куклы. Естественно, все стало сразу обрастать фантазиями, слухами, и ученый, как говорится, поймал «золотую жилу». То есть, Арчибальд Кэмпион мог жить спокойно и прибыльно, только путешествуя по миру и показывая Boilerplate. Что он успешно и делал, фотографировал «робота» в разных частях света (Бойлерплэйт — путешественник), рядом с военными (Бойлерплэйт — солдат), и так далее.
Придумывались целые истории о том, как «робот» кого-то спас на поле боя, кому-то помог, как захватывали в плен множество единиц артиллерии и тому подобное. В общем, получился очень раскрученный бренд, который потом без труда попал в комиксы, самому Бойлерплэйту писали письма со всех уголков мира, и никто не задумывался, что все это лишь плод воображения.
Но Кэмпион был не первым, незадолго до него, а именно — примерно в 1886 году другой изобретатель устраивал подобные «гастроли» с «электрическим человеком» Electric man. Его звали Фрэнк Рид младший. Поняв, что слово «электричество» действует на массовое сознание чарующе, он вдобавок соорудил «электрическую лошадь». А на самом деле речь шла о хорошо поставленном шоу, где, может быть, электричеством и не пахло, хотя можно было сделать светящиеся глаза-лампочки и тому подобное.
Отец Фрэнка Рида в свое время сконструировал «парового человека-2», сам Фрэнк, поспорив с отцом, что его изобретение можно улучшить, в 18 лет сделал «парового человека-3».
Вы видите разницу между ними? Я не вижу.
А в 1900 произошла прямо-таки революция в технике — Луис Филипп Перью создал электрический вариант «парового человека» и тот мог волочь за собой карету или телегу. Назывался он The Automatic Man.
Тут было проявлено и художественное мастерство, если у Кэмпиона робот выглядел как железяка с кастрюлей на голове, то у Перью он был одет в парадную форму моряка, в шляпу, на лице имелись усы.
Если кого-то заинтересовало, больше информации есть вот тут. К сожалению, я со своим слабым английским не справилась с объемными статьями сайта.
P.S. На одном сайте утверждают, что на самом деле никакого Boilerplate'а никогда не было, и что все фотографии — грамотный фотошоп… Но я склоняюсь к версии, что он все-таки существовал, как кукла для привлечения внимания.
12 комментариев
Исследование, достойное похвалы. Получается всё лучше и лучше, принимай поздравления!
Очень милая статья. Куча позитива при прочтении. Boilerplate меня давно радует, местами видел даже фанарт. Правда фотошоп особо грамотным назвать нельзя — всё-таки местами глаз режет, хотя, не спорю, не сразу замечаешь.
то есть, вы тоже считаете, что его не существовало?(
я, если честно, вообще запуталась, были ли эти все роботы, или все же не были… иногда думаю, что действительно были. потом начинаю думать, что все эти истории — «утки»
Про Boilerplate, говорят что это прикол, подготовленный совместно фотомонтажниками и сториками при содействии нескольких научно-популярных сайтов, дабы проверить доверчивость читателей и их способность пересмотреть некоторые исторические факты.
12 комментариев
я, если честно, вообще запуталась, были ли эти все роботы, или все же не были… иногда думаю, что действительно были. потом начинаю думать, что все эти истории — «утки»
Лет 30 назад подобные человеки были обязательным атрибутом каждого уважающего себя кружка юных техников.