И снова о паровой телеге Николя-Жозе Кюньо
Господин Кюньо упоминался на сайте в основном мельком, как один из изобретателей паровых машин на ходу.
Хотелось бы подробнее остановится на его изобретении и добавить больше картинок и видео.
Казалось бы, что проще — взять паровую машину, опыт использования которых уже был, поставить на колеса, бросить в топку топливо, и ур-ра, чух-чух-чух.
Не тут то было. Во-первых, стационарные паровые машины были очень тяжелыми. Такая паровая телега весила бы столько, что не смогла бы сдвинуть себя с места. А нужно же еще залить в нее воду, и запастись топливом! Николя отказался от этапа конденсации пара и увеличил давление в поршнях.
Во-вторых, котлы тогда делали из меди, клепаные, и прочность их желала лучшего.
В-третьих, должен быть хорошо подогнан поршень, что на том этапе развития технологий тоже было не простой задачей.
Скорость движения первого образца («малая телега Кюньо») составляла около 4 км/ч, но только в течение 12-15 мин, поскольку на большее время не хватало ни воды, ни пара. У него не было даже топки: развели под котлом костер, нагнали давления, поехали-поехали, встали!
Так как проект разрабатывался в недрах военного ведомства, то и ориентировался его создатель в первую очередь на военные нужды. Официальное предназначение «малой телеги», получившей даже собственное имя — «Фардье», состояло в том, чтобы буксировать артиллерийские орудия и подвозить к ним снаряды. Именно поэтому в конструкцию была заложена высокая прочность, которая, в свою очередь, привела к тому, что вес самодвижущейся повозки перевалил за тонну.
Разумно было бы связать возвратно-поступательное движение штоков поршней с вращательным движением колеса кривошипно-шатунным механизмом, но Кюньо решил соединить штоки с колесом при помощи цепей и зубчатки – это была его ошибка.
Несмотря на описанные недостатки, паровая телега произвела хорошее впечатление на руководство военного министерства. Изобретатель получил заслуженное вознаграждение в 20 тыс. франков, и ему было предложено разработать более совершенную конструкцию. Кюньо с энтузиазмом взялся за дело.
В результате в 1770 г. были проведены испытания нового, более мощного парового автомобиля Кюньо (так называемая «большая телега Кюньо») в присутствии официальных военных экспертов. Телега, по уверениям ее создателя, могла развить скорость до 5-7 км/ч. Паровая повозка имела деревянную раму и три массивных, также деревянных, колеса, окованных железом. Она весила около трех тонн при общей длине более шести метров. Общая конструкция не сильно отличалась от конструкции «малой телеги». Бронзовые котёл объёмом 50 литров и два цилиндра, размещались над единственным передним колесом, которое одновременно являлось и ведущим, и управляемым. Конструкция стала намного совершеннее – котёл теперь имел собственную топку, теперь под ним не требовалось разводить костёр, и движение стало непрерывным. Не смотря на то, что скорость не превышала 5 км/ч вместо требуемых по заданию 15, военные эксперты дали повозке похвальное заключение. Дальнейшая её судьба зависела от показа перед высшей государственной властью и аристократией.
Испытания действительно произвели сильное впечатление на собравшихся, но не совсем то, которое планировалось. Заклинило переднее колесо или с управлением не справился сам Кюньо (управляемость самодвижущейся повозки была неважной, потому что переднее колесо было сильно перегружено), но на скорости около 4 км/ч паровая телега проломила стену дома.
Кстати, паровой котел был единственной деталью повозки Кюньо, которая пострадала в результате столкновения со стеной, что в целом говорило о высокой прочности, заложенной в конструкцию – стоило взяться за то, чтоб окончательно довести машину до ума, но на этот раз удача отвернулась от изобретателя. Работы по телеге были свёрнуты, причиной чему послужили неудачные испытания, а также то, что военный министр, покровительствовавший Кюньо, впал при дворе в немилость.
К счастью, телега Кюньо не была потеряна как многие технические новинки. Несмотря на мощные потрясения, обрушившиеся на Францию в конце XVIII, повозка простояла на задворках военного ведомства более двадцати лет. В 1794 году её сдали в музей искусств и ремёсел, основанном в Париже в том же году. Это произошло еще при жизни создателя, но в охваченной революционными страстями Франции никто и не мог подумать, что Кюньо может быть ещё жив. Позднее она заняла центральное место в экспозиции этого музея, где её могут наблюдать многочисленные посетители.
Только история расставила всё по своим местам. У себя на родине, в Лотарингии, Николя-Жозе Кюньо удостоился памятника, а изображение его повозки стало эмблемой французского общества автомобильных инженеров.
Я думаю, картинок достаточно, возможно образ этой диковинной машины послужит вдохновением для кого-то из мастеров ;)
Ну и видео вдогонку:
9 комментариев
В частности, наша героиня:
Другие паровые кареты:
www.brumm.it/04-prodotti/collezionali/03-oldfire.html