Паровая звезда

Паровая звездаВ этом двигателе все предельно просто и предельно же эффективно, он- воплощенное совершенство и, судя по всему, достойный конкурент ДВС.

youtu.be/0YLlLL2rDgg

Простота эта, разумеется, относительная, но тем не менее при просмотре ролика так и крутится мысль: неужели подобное чудо не могло быть создано еще во времена королевы Виктории! А может быть, что то и существовало уже тогда, опередив паровую «звезду» самолета братьев Беслер на многие и многие годы… сколько талантливых изобретателей и самых совершенных конструкций кануло безвестно в Лету!
Кстати, в 1936 году в СССР был построен прототип шести цилиндрового звездообразного парового двигателя. Но работы свернули, посчитав паровые машины «прошлым веком».
Паровая звезда (Фото 2)
Диаметр шестицилиндровой звезды 600мм. Диаметр цилиндра 80мм. Ход поршня 72мм. Число оборотов 1800 в минуту. Толщина стенок цилиндра 2,5мм. Двигатель рассчитан на давление пара 60 ат при температуре перегрева 380 градусов. Общий вес двигателя 90 кг или 0,9 кг на 1 л.с. Для сравнения двигатель М-22 стоящий на И-5 при мощности 435 л.с. (при 1575 оборотах/минуту) имел массу 330 кг, то есть, паровой двигатель не сильно уступал М-22 удельной мощности в расчете на массу. Но, в отличие от М-22 и других двигателей внутреннего сгорания при наборе высота мощность не терял. В принципе, весьма любопытная конструкция могла получится, так как уже опытный образец был довольно неплох. Особенно для малых самолетов. Например, на том же У-2 стоял М-11 дающий 110 л.с. при 1650 оборотах/минуту при массе 165 кг. Но указанный паровой двигатель, в отличие от М-11 был практически бесшумен.
Материалы и изображения частично заимствованы с сайта forum.amahrov.ru/viewtopic.php?id=7263&p=11

32 комментария

avatar
Общий вес двигателя 90 кг или 0,9 кг на 1 л.с.
— К сожалению, рассчет неверен. Массо-габаритные характеристики паровика надо считать в совокупности с котлом, ведь без него не обойтись. А вот они-то, даже самые сверх-облегченные, прямоточные и т.п. — они-то как раз и выводят паровой движок за грань конкурентоспособности с ДВС. Во-всяком случае, для летательных аппаратов.
avatar
Именно!.. слона то и не приметили. Тем не менее, паротурбинные установки, работающие на сверхвысоких давлениях и предельном перегреве пара уже сравнялись по кпд с дизелями. Правда, пока в виде опытных образцов с минимальным ресурсом и надежностью… о безопасности таких конструкций даже не упоминаю((
Плюс к тому- прямоточные котлы штука уж слишком капризная и требовательная к чистоте воды. А вот сам радиальный двигатель в качестве паровой машины действительно перспективен
avatar
Все же вдохновляют паровые машины! Первую картинку использовала для основы сумки. Из второй попробую сделать фрагмент портфеля :-))
avatar
Красота-она и в технике красота!.. а вообще мне лично приятно))
avatar
Как ни крути, а в весе и эффективности пар проигрывает. Простота кажущаяся, ДВС не намного сложнее, а тут ещё высокотехнологичный генератор пара необходим. Почему паровой двигатель не теряет мощность при наборе высоты, горелке котла не нужен кислород?
avatar
Видимо подразумевается, что набирает высоту один движок. А котел с горелкой высоту не набирают:-)
avatar
В каждой шутке есть доля… шутки.В период Порт-Артурской осады некий чудак подавал предложение вместо воздушных шаров поднимать наблюдателя на аппарате типа вертолета, в котором винты раскручивались бы паровой машиной… при этом сам пар должен был подаваться с земли по шлангу)))… попрообовал гуглить- пока безрезультатно. найду- ссылку выложу.
avatar
НО! У пара есть пара (каламбур, ага!) преимуществ. Во-первых, паровой двигатель по сравнению с ДВС малошумен. Во-вторых, он может жрать почти любое топливо…
avatar
Ну, не любое, а то же самое, что и ДВС. Т.е. топливо с максимальным тепловыделением при сгорании. Дровами и углём топить не будете, это же не паровоз.

А чем мешает звук?
avatar
Звук-то? ВСЕМ!!! :-) Почитайте про паровой самолёт (ссылку дать, увы, не могу, так что Гугл Вам в помощь!) Это ж был практически Стеллс того времени--времени, когда ещё не было радаров, и самолёты искали ПО ЗВУКУ…
avatar
Во-во, именно!.. ночные У-2 в войну за счет своей своей бесшумности и вылезали.Для боевых условий просто неоценимое качество.
avatar
Кю! На У-2 был вплоне себе бензиновай мотор. А паровой самолёт, насколько я помню, был всего один. В США, в 30-е годы.
avatar
Тем не менее, М-11 был относительно бесшумен… это во многом и спасало.
avatar
Как искали самолёты я знаю, в том числе визуально. Утихомирить, при желании, можно и ДВС.
avatar
Можно, но только ценой потери мощности, набора веса, да еще и стоимости вдобавок. А у паровика малошумность уже изначально заложена. Впрочем, вы правы, конечно, во многом- котел ведь никуда не денешь, а он один все плюсы напрочь перевешивает!
avatar
В принципе правильно, но… калорийность всех тяжелых углеводородов примерно одинакова, а вот стоимость сильно зависит от степени очистки, которая для топки второстепенна. Плюс Солнце в качестве дровишек подходит ;-)… я о гелиоустановках. При этом кпд, особенно с применением легкокипящих жидкостей вместо воды, выше и чем у стирлингов, и чем у солнечных батарей… а уж о стоимости (в пересчете, скажем, на киловатт мощности) и вообще речь не идет.
avatar
А, в-третьих, внушительный крутящий момент, нечувствительность к перегрузке, возможность реверсирования при незначительном усложнении конструкции, огромный ресурс и далее, и далее...))
avatar
Поэтому мы и любим СТИМПАНК! Не правда ли?
avatar
Ну, дык… это уж по умолчанию)))
avatar
Загнать нужное количество воздуха в цилиндры под давлением намного сложнее, чем подать его в горелку. В первом случае нужен турбокомпрессор, а во втором достаточно скоростного напора встречного потока.
avatar
У ДВС проблемы с крутящим моментом? О какой перегрузке идёт речь? Реверс уже давно получают незначительным усложнением конструкции винта. Так дело не в количестве воздуха, а в содержании кислорода в нём.
avatar
Лучшее враг хорошего!- это о крутящем моменте, в паровых двигателях он действительно выше, особенно в области малых оборотов.Предельный случай: ДВС заглохнет попросту, а паровик будет работать- ну, если уж вал намертво не закрепить.
В легких самолетах, особенно в сочетании с возможностью реверсирования это позволяет вообще обойтись винтом с фиксированным шагом.
Незначительным усложнением конструкции винта? Не соглашусь, механизм изменения шага при больших углах усложняется нелинейно, к сожалению. Да и лопасти того же требуют- хотя бы с целью отстройки от резонансных колебаний… точнее не скажу сейчас, но при необходимости и посмотреть не проблема.
Под перегрузкой подразумевается возможность форсирования- взлетный режим, например, да и не только… паровик к этому не в пример терпимей, нежели ДВС в любой его разновидности, там подобные режимы ограничены минутами.
Так тем более!.. сжать большие объемы разреженного воздуха несоизмеримо сложнее, чем просто подать его в горелку- например, вентилятором.
Ну и наконец: не одна авиация двигателей требует. Кстати, все положительные качества паровика скорее необходимы именно наземному транспорту… трансмиссия, к примеру насколько проще у авто становится!
avatar
Даже возражать не буду, очень много букв, наскучило, парьтесь на здоровье. :)
avatar
Ладно, хорошо, вот ужо сейчас :-))И в любом случае рад- вашей живой мысли… так общаться интересно
avatar
Спасибо за информацию! Я про такое и не слыхал…
avatar
Рад, на здоровье!))
avatar
Паровой самолет Можайского был и летал
avatar
Но странно, если сё так хорошо то почему нет таких двигателей? Не на самолёте, а на катере хотя бы!
avatar
По опыту работы с перегретым паром знаю, что очень многое зависит от качества исходной воды. Растворенные в воде соли металлов дают осадок на стенках, кислород, присутствующий в паре дает коррозию. Наверняка можно использовать сплавы, нечувствительные к кислороду, хим\очищенную воду, но будет ли это рентабельно, вот в чем вопрос.
avatar
Пока мы не сожгём всю нефть и газ, ни чего не изменится.
avatar
«паровой» — должен быть «проще пареной репы».!.. Вот вариант 5-лучевой звезды, полученной с помощью трансформации «треугольника» с коромыслом на радиальный с одной кулисой + 2-х-кривошипный главный коленвал. Главная передача -цепная с передаточным числом 1,0000. russianengineering.forum24.ru обсуждение темы «Поршневой ДВС-неиспользованные резервы».
avatar
P.S. Добавляя вторую «звезду», развернутую относительно первой на 180 градусов, придем к 10-цилиндровой радиальной машине, в которой нет ни единого противовеса: 8 цилиндров в которой «обуты» на 4-х-кривошипный коленвал, а 2 дополнительных цилиндра связаны с ним цепной «главной передачей» посредством двух выносных кривошипов с двумя «зквивалентными» кулисами. см. «запускающий» материал в russianengineering.forum24.ru
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.