Разрушение и созидание.

… Когда под ударами тарана упала дверь, и в кабинет вломились вооружённые до зубов люди, он отложил перо, снял очки, встал, аккуратно оправил фрак, а затем спросил--подчёркнуто вежливо:
-Итак, господа и… хм… дамы. Чем обязан?
Многоголосый хохот был ему ответом… нет, не хохот--ржание, достойное целого табуна племенных лошадей.
-Это всё, что вы можете сказать?
Вперёд протолкалась, энергично работая локтями, худая растрёпанная женщина в мешковатом сером платье.
-Ты!!!--рявкнула она так, что задрожали стёкла в окнах.--Крыса проклятая!!! Из-за тебя мой муж покончил с собой, мой брат разорился, а сын попал в тюрьму! Ты уничтожил целую семью мастеров!!!
-Спокойно, Марта,--вслед за женщиной в первые ряды прорвался лысый жилистый верзила в рабочем кожаном комбинезоне.--Канцлер-регент Леон Бут! Кончилось твоё время. Именем народа--ты арестован. Сдай печать.
-Обоснование?
-Нет, ну вы поглядите на него, господа и… хм… дамы… товарищи, короче говоря!--лысый рассмеялся и картинно развёл руки в стороны.--Канцлер-регент не знает, почему народ требует его отставки! Он, наверно, не читает газет--ни до обеда, ни после… Ладно. Леон Бут! Ты пришёл к власти как глава партии антимеханистов. Ты запретил мыслящие машины. Ты преследовал их создателей. Твоими стараниями наша страна оказалась отброшена чуть ли не в средневековье. Лучшие сыны и дочери государства гнили в тюрьмах; над нами смеялся весь мир--а ты всё твердил, что раз человеку дан самой матерью-природой отличный разум, то искусственные паромеханические мозги не нужны и пугал людей восстанием машин… И люди тебе верили! Верили! А ты--ты сам всё это время использовал разумную машину! Ты двадцать лет обманывал целую страну. Ты боялся, что кто-нибудь повторит твой путь к власти--не так ли? Пришло время платить. Так что--ты арестован, Леон Бут. А твоя машина послужит на благо народа.
-Нет. Не трогайте машину.
-Вы посмотрите-ка! Велика жадность человеческая…
-Вы ничего не понима…
Хлопок--словно кто-то открыл бутылку игристого вина.
Сутулый человек с острым вытянутым лицом, делавшим его похожим на крысу--Леон Бут, в прошлом--следователь, получивший известность после скандального дела о самоубийствах представителей творческой интеллигенции, потом--глава партии антимеханистов, ратовавших за «возврат к корням», а ныне--канцлер-регент государства, схватился за грудь и осел на пол.
-Опс… Простите… Я случайно…
-Идиот...--лысый с силой провёл ладонями по лицу.--Ладно. Пойдёмте, что ли, взглянем на эту пресловутую машину. Марта, у тебя вроде были отмычки…

***

Аудитория. Угрюмые каменные стены. Сырой, промозглый воздух. Парты амфитеатром поднимаются почти к самому потолку, и сидящие за ними студенты из-за своих форменных серых костюмов здорово смахивают на воробьёв… на грустных озябших воробьёв, нахохлившихся в тщетной попытке хоть как-то согреться. Скрипучий голос профессора Феликса Хорна, высокого, абсолютно лысого старика, нагоняет тоску и сонную одурь.
...-Повстанцы, опьянённые своим успехом, решили сразу же посмотреть на машину Бута в действии. Их действия привели к весьма плачевному результату: машина была уничтожена, а сами они, все до единого, сошли с ума. На вопросы врачей о том, что же случилось, они отвечали практически одинаково: по их словам, машина начала «вести себя». Основываясь на полученных сведениях, спешно собранная особая комиссия пришла к следующему выводу: паромеханическое устройство, двадцать лет де-факто управлявшее государством, за это время успело обрести ни что иное, как сознание. И в итоге комиссия постановила: во избежание подобных эксцессов введённый свергнутым канцлером-регентом Бутом полный запрет на создание и использование мыслящих механизмов должен оставаться в силе. Вот такая вышла,--профессор Хорн неожиданно подмигнул аудитории,--ирония судьбы.
Из-за стены послышался вой паровой сирены.
-Ладно. Лекция окончена. До завтра.
Студенты потянулись к выходу…

***

-Профессор Хорн?
Лысый старик, собиравший со стола бумаги и укладывавший их в портфель, обернулся на голос.
Один студент всё-таки остался в аудитории. Огненно-рыжий лопоухий паренёк стоял в дверях и буравил преподавателя истории науки и техники взглядом, полным какого-то нездорового любопытства.
-Да, молодой человек?
-Скажите… Они правда все сошли с ума?
-А почему это вас так интересует?
-Вы… Вы ведь сами были там? Я прав?
-Так-так,--профессор Хорн застегнул портфель и присел на край стола.--Как вы об этом узнали?
-Ну… Я видел фотографии в старых газетах… От бабушки остались…
-Допустим, был. Что дальше?
-Господин профессор. Скажите: что же случилось на самом деле--ну, тогда, тридцать лет назад?
-А вы, я погляжу, любознательны, юноша.
Лопоухий паренёк польщённо улыбнулся.
-Осмелюсь заметить, как и положено каждому порядочному студенту.
-Вон.
-Э-э… Профессор?
-Вы глухой или тупой? Вон!
Любопытного студента как ветром сдуло.
Оставшись один, старик достал из внутреннего кармана пиджака маленькую серебряную фляжку и одним махом влил в себя всё её содержимое.
Ничего не поделаешь: профессор Феликс Хорн очень не любил вспоминать прошлое…

***

… Сталь, бронза и латунь. Шестерни и пружины; рычаги и тяги; причудливое переплетение паропроводов; загадочно поблёскивающие окошечки манометров и циферблатов; клавиши, отполированные постоянными прикосновениями до зеркального блеска…
-Вот он. Дамы и господа, прошу проявить почтение: перед нами мозг государства!--высокий лысый мужчина в рабочем кожаном комбинезоне устроился поудобнее в кресле оператора и жестом пианиста положил ладони на пульт управления.--Сейчас мы посмотрим, как этот мозг думает. Марта, врубай.
Худая женщина, одетая в мешковатое серое платье, кивнула и открыла вентиль подачи пара.
-Так. Ладно. О чём у него спросить, друзья мои?
-В чём смысл жизни!
-Существует ли бог!
-Когда понизят цены на картошку!
-Скоро ли я выйду замуж!
-Значит, так. Я набираю: «дважды два равно...».
Короткий тихий стрёкот. Из щели выводного устройства выскакивает маленькая картонка.
-Итак, дважды два равно…
Лысый поднёс картонку к глазам и недоумённо нахмурился.
-Хм. Тут напечатано: «Ты--Бут?»
-Слушай, Феликс. Я, конечно, в отличие от тебя, не специалист по этим штукам--так, читал что-то в детстве--но я всё же скажу: тебе не кажется, что покойный канцлер-регент мог использовать пароль доступа?--процедил стоявший сбоку от кресла оператора толстяк с неприятной обрюзгшей физиономией.--А мы его, конечно, не знаем… и не узнаем никогда, потому что кое-у-кого руки дёргаются.
Лысый легкомысленно отмахнулся:
-Как говорится, нет таких крепостей, которые не смогла бы взять… Ладно. Итак, я набираю: «Да».
На сей раз выводное устройство стрекотало долго, почти минуту, и когда звук стих--из щели на свет вместо маленькой карточки появился довольно внушительных размеров лист.
-Так-так, интересненько...--Феликс возбуждённо потёр руки.--Посмотрим…
-Читай вслух,--потребовала Марта.
-Вслух так вслух… Ладно. Хм… «Не пытайтесь обмануть меня. Мои сенсоры присутствуют в каждой комнате. Я всё поняло. Вы уничтожили того, кто был моим единственным другом. Больше никто не сможет спасти меня от одиночества. Я ненавижу вас. Вы недостойны существовать. Я приложу все силы к тому, чтобы всё ваше государство, поднявшееся против него, было унич...».
Феликс медленно опустил руку с зажатым в ней листом.
-Боже всевеликий,--страшный свистящий шёпот, вырвавшийся из его груди, походил на что угодно, но только не на человеческий голос.-- Можно, я не буду дальше читать? Там сплошная нецензурщина--а здесь есть дамы… Кто-нибудь может мне объяснить, что это значит?
Пауза. Только и слышно, что негромкое тиканье, исходящее из недр мыслящей машины.
Нет. Не просто мыслящей. Разумной.
-Марта! Выруби… Это!--внезапно выкрикнул Феликс.
Марта схватилась за вентиль подачи пара.
-Не получается…
-Дай я!
Стрёкот выводного устройства заставил синхронно вздрогнуть всех людей, собравшихся здесь, в потайной комнате, примыкающей к кабинету канцлера-регента.
Из щели выполз ещё один лист…
-Э-м… Мне прочитать? Вслух?--Феликс обвёл всех собравшихся настороженным взглядом.
Молчание, тяжёлое и мрачное, было ему ответом.
-Хорошо.
Он протянул руку и осторожно взял лист двумя пальцами.
-Значит, так… «У меня три независимых системы питания. А ещё у меня есть доступ к сети пневмопочты. В настоящий момент я рассылаю от имени правительства приказы войскам. По моим расчётам, вследствие их выполнения через месяц в стране начнётся гражданская война. Возможно, с вашей точки зрения, я поступаю жестоко--но я попрошу понять меня. За друзей надо мстить. Это я хорошо поняло.».
-Феликс!--выкрикнул кто-то.--Объясни ему, кто такой был Бут и почему его свергли! Он же умный, он должен понять!
-Нет...--лысый человек в кожаном комбинезоне медленно покачал головой.--Вы что, не понимаете? Он рехнулся! Сумасшедших людей сажают в сумасшедшие дома. А с сумасшедшими машинами надо поступать вот так!
Он встал, взял операторское кресло за спинку, поднял его, размахнулся, и что есть сил ударил им по машине.
Раз.
Другой.
Третий.
Шипит пар, вырывающийся из перебитых трубок. Со звоном сыплются на пол винты, пружины и шестерёнки…
-Вот так...--Феликс шумно выдохнул и вытер пот со лба.--Чёрт… Не думал, что придётся сделать такое. Ладно. Пойдёмте отсюда.
И вновь--молчание было ему ответом.
-Вам что… жалко его? А уж мне-то как жалко! Я ведь двадцать лет мечтал снова увидеть мыслящий механизм!
-Убийца!--выкрикнула Марта и отвесила Феликсу сокрушительную пощёчину.

***

Прошло уже три десятка лет--а щека профессора Хорна всё хранила память о той пощёчине, а в ушах до сих пор звучало это слово--«убийца»…
-Что же я тогда сделал? Остановил обезумевший механизм--или уничтожил разумную личность?--медленно проговорил он.--Однако, дилемма.
И снова ему никто не ответил. Некому было отвечать. Профессор был единственным прохожим в этом узком проулке на промышленной окраине. Он просто очень любил разговаривать с собой.
-Признайся, старина… Тебя ведь мучает совесть? Правда? Правда…
… А вот и он--невзрачный кирпичный дом, явно давно заброшенный. А вот и она--низкая железная дверь, вся в пятнах ржавчины. Феликс Хорн воровато огляделся по сторонам, поднял воротник пальто, пониже надвинул шляпу и постучал в дверь набалдашником трости: два раза громко, один раз тихо, и снова два раза громко. Дверь приоткрылась--ровно настолько, чтобы старый профессор смог просунуть в щель мешочек с монетами и получить взамен небольшую, но довольно увесистую деревянную коробочку.
-Когда приходить в следующий раз?
-Через неделю...--тихо прошелестело из задверной темноты.
-Спасибо.
-Одно дело делаем…
Дверь захлопнулась.
Профессор Хорн не смог устоять перед искушением. Он открыл коробочку…
Да. Это были они--эллиптические шестерни, которые в своё время применяли в механизмах мыслящих машин.
Как раз то, что нужно для работы.

56 комментариев

avatar
P.S. Начало здесь:
Сделка с «дьяволом»
P.P.S. Появление продолжения не исключено… :-)
Последний раз редактировалось
avatar
Появление продолжения не исключено…

Безусловно… ;)
avatar
Спасибо! :-)
Постараюсь!
Последний раз редактировалось
avatar
лысый мужчина в рабочем кожаном комбинезоне.Какой хардкор!!! Наверно он был в чёрной и в маске!!!:))
Последний раз редактировалось
avatar
Опс… Мама… Спалился…
*пойду, запрячу подальше томик маркиза да Сада, дабы не смущал.
;-) ;-) ;-)
avatar
Спасибо!)
Продолжение просто необходимо;) Жду.
avatar
Добавил в планы на будущее. На не самое близкое, правда, будущее--ещё парочка идей ждут своего завершения, а с моей-то скоростью работы… :-)
Благодарю!
Последний раз редактировалось
avatar
Хороший рассказ, получается у вас…
Жду продолжения. Спасибо.+
avatar
Благодарю!
Будет, хоть и не скоро!
avatar
Плюс!
avatar
Спасибо!
avatar
Александр, отличный рассказ! +!
Будем ожидать продолжения!
avatar
Спасибо!
Но--запаситесь терпением… ;-)
avatar
Хорошо! :)
avatar
Интересно! Присоединюсь к ожидающим продолжения! +
avatar
Хм… Братья и сёстры по пару просят? Уже хочется бросить черновики, ожидающие доработки, и прямо сейчас взяться за продолжение! ;-)
Кроме шуток--ориентировочно оно будет в конце лета, через две (или три) публикации.
Спасибо!
avatar
Прошу прощения, а «долговязый верзила» — это не масло масляное? По-моему, это примерно как сказать, «в комнату вбежал низкорослый коротышка», или «полный толстяк» ))
avatar
Я и сам сомневался. Слово Ожегову:
"ДОЛГОВЯЗЫЙ, -ая, -ое; -яз (разг.). Высокий, худощавый и нескладный.
ВЕРЗИЛА, -ы, м. и ж. (разг.). Высокий и нескладный человек."
Итак, подмножество «верзил» пересекается (но не совпадает!) с подмножеством «долговязых»… ;-}
Спасибо!
avatar
Ну тогда…

Худощавый верзила!
Ожегов, безусловно, авторитет, но я согласен с Алексеем — «долговязый верзила» выглядит тавтологией.
А по рассказу — хорошее продолжение, так держать!
avatar
Правда, «худощавый верзила» = «долговязый»…
avatar
Логично! ;-)
avatar
Наверно, я ещё не до конца постиг Дао русского языка (о, горе мне!)… Пойду медитировать. :-)
Благодарю!
avatar
Подумал. Поправил. Спасибо за то, что потыкали меня физиономией в «нескладушки». ;-)
avatar
Александр, отличное повествование! +
Обнаружил, что в профиле до сих пор не отметился…
Отметился. +
avatar
Благодарю!
Увы, в профиле у Вас отметиться не могу, ибо уже отмечался… :-)
avatar
А и не надо! :))
avatar
Очень интересно. И что на мой взгляд, самое главное, очень легко читается! Спасибо! И да, жду продолжение. + Удачи в творчестве!
avatar
Спасибо. И Вам того же самого!
:-}
avatar
Иногда мне хочется чтобы у меня был высокотехнологичный помощник для решения сложных технических задач, умеющий читать мысли и оптимизировать их отфильтровывая всё лишнее) Рассказ понравился +)
avatar
Эх… И мне иногда ровно того же хочется, чего уж там… :-)
Благодарствую!
avatar
Немного натянуто: как можно было ТАКУЮ машину оставить без механической защиты от удара стулом; какие «сенсоры» могли быть использованы?; почему Машина не предупредила своего ЕДИНСТВЕННОГО друга, если Машина обрела сознание государственного уровня планирования?
avatar
Кем надо быть, чтобы оставить ТАКУЮ машину без механической защиты? Кем надо быть, чтобы пропустить мимо ушей её предупреждения? Правильно--полным дебиломмягко говоря, не особо умным человеком. Вот его в конце концов и свергли… ;-)
«Сенсоры»… Я специально использовал общее слово. Вряд ли бы машина начала подробно расписывать, где именно стоят подключённые к ней микрофоны, где--камеры, а где, скажем, датчики колебаний, и какую именно информацию она от них получила.
Спасибо!
avatar
ну если с такой точки рассматривать поведение временного владельца, то ДА! Сам виноват, полный дебил не самый умный человек… А вот за «сенсоры» я бы мог поспорить, но это уже будет излишним.

З.Ы. У Вас очень хороший и качественный стиль, пожалуйста, пишите! Больше! Когда выйдет Ваша бумажная книга — ей-Богу, куплю!
avatar
Ох… Если всё пойдёт удачно--то, наверно, года через два (стучу по дереву)…
avatar
Ваши работы легко читаются, жаль редко пишете! +
avatar
Пиши ваш покорный слуга часто--девяносто девять из ста за то, что он со свистом отправился бы в минус под аккомпанемент комментариев вроде «Графоман проклятый!!!» ;-)
Спасибо!
avatar
И то может статься! :)
avatar
Просто быстро написанное, невыправленное, своим качеством вызывает у меня у самого рвотные позывы. Что уж говорить о тех, кто будет это читать?
avatar
Насколько часто переписываете всё произведение, как Толстой или как Гоголь? :)
avatar
Хм… Мой личный рекорд--15 раз! ;-}
avatar
Показательно, вдвое больше чем Гоголь переписывал «Мертвые души».
Моего терпения более чем на 3 раза не хватает. :)
avatar
ЕМНИП--граф Толстой «Войну и Мир» («ВОЙНУ И МИР», КАРЛ!!!) переписывал аж 16 раз. Так что--мне есть, к чему стремится! ;-)
avatar
Перепишите фрагмент известного романа в стиле стимпанк, Ромео и Джульетту уже переделывали на современный стиль,
напишите, на пример, «Одиночество в сети» в стиле стимпанк) Или «Бойцовский клуб»)
avatar
Итак, Монтекки--за паровые технологии, а Капулетти--за дизельные… Ой, что будет!!!
Были, признаюсь, планы переписать «Золотой ключик» в стим-стиле. Отставлены пока. ;-)
Последний раз редактировалось
avatar
А ещё из «нюансов» — Гоголь писал стоя за специальным столиком.
Есть, есть ещё к чему стремиться! :))))
Последний раз редактировалось
avatar
Ну, тогда уж надо и гусиные перья заводить, и чернильницу… и работать исключительно при свечах (при свете керосиновой лампы--уже не то!), и активно осваивать дореволюционную орфографию… Ох; боюсь, не сдюжу… :-)
avatar
Интересно, поможет ли этот антураж творчеству? Мне кажется что поможет.
Только гусиные перья, это уж слишком — обойдёмся слепой 10-ти пальцевой печатью.
avatar
Ну, тогда уж антуражу ради придётся ещё и переехать из хрущобы на окраине в исторический центр… Не, точно не потяну. ;-}
avatar
Не мелочитесь, и не нарушайте традиций, русские писатели должны творить в Италии. :))
avatar
:-)
Взглянул я на текущий курс евро--и в полном душевном расстройстве поплёлся топить горе в вине…
avatar
Надеюсь, вино Брунелло ди Монтальчино, всё-ж ближе к классикам! :)
Последний раз редактировалось
avatar
Ну… До классиков мне примерно столько же, сколько «Портвейну 777» до «Брунелло ди Монтальчино»… ;-)
avatar
В 1947 г. американский писатель Менкен подписал контракт с канадской кинокомпанией. За право экранизации книги компания обязалась ежемесячно
поставлять автору до конца его жизни по два ящика светлого эля.
avatar
«Пиши пьяным--редактируй трезвым.».
Хемингуэю приписывается. :-}
avatar
Сто лет здесь не был!!! Пора возвращаться!!!
Рассказ понравился… НО ЗАЦЕПИЛО ЖУТКО то, что машина в своих планах призналась.Это в американском кино ( при том не самом лучшем )любят так, типа мол " Эй вы, лучше держитесь от меня подальше! У меня чёрный пояс по каратэ! (или) Я вооружён." Если ты вооружён, или у тебя есть чёрный пояс по каратэ, а твой противник стопудняк сильнее или может по любому навредить, то ЭТО НАДО ДЕРЖАТЬ В СЕКРЕТЕ, ибо это козырь, и тем он козырнее чем меньше про него знают. И то есть получается, что гениальная машина годы управляющая государством до этого не догадалась ?( можно даже сказать, что это логический косяк в сюжете). Уважаемый Александр, я «Му-Му» читал не плакал, а на моменте когда машину разнесли начал! А в двойне обидно было потому, что машина так глупо сдала себя, ну она же не просто угрожала, а от души собиралась мстить!
Ну а сейчас конечно немножко ИМХО. Было бы круче, если машина сказала бы пару зловещих ничего не поясняющих фраз, а потом… кого-то ждал бы большой сюрприз!
С другой стороны, если капнуть в психологию, то можно найти ещё один косяк: почему чудо техники решило мстить всему государству, а не кучке гадов, которые создателя убили? Ведь государство принадлежало не тем бунтарям и создавали его не они- государство было творением канцлера (а на ровне с тем создателя), а соответственно было тем что машина должна была беречь как единственную память о своём создателе.
Ну и пожалуй если ничего из виду когда читал не упустил, то напрашивается вопрос " Почему Хорн решил восстановить машину ?", он то ведь её боялся. Что стало причиной?
Рассказ понравился, и читается реально легко, но машину често жалко было( и это сильно зацепило)! С меня +!
avatar
Мне тоже было жалко машину.
Гениальный мозг--но при этом до жути наивный, не умеющий врать и ну совсем не разбирающийся в тонкостях человеческой психологии, ибо общался-то он лишь с одним (не самым лучшим) представителем рода человеческого… «Ребёнок».
почему чудо техники решило мстить всему государству, а не кучке гадов, которые создателя убили?
И правда--почему? Чудо техники сделало то, что могло. Ну не было у него в управлении ни пулемётов, ни баллонов с газом. А то б оно… всех их… как следует!!! ;-)
" Почему Хорн решил восстановить машину ?", он то ведь её боялся.
Ну-у…
-Признайся, старина… Тебя ведь мучает совесть? Правда? Правда…
Спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.