История одного Жезла

Так было угодно Провидению, что в мои руки попал этот артефакт:
История одного Жезла
Длина — 585 мм.
Вес — около 2 кг.
Поначалу я думал, что это нечто вроде ключа, позволяющего служащим железной дороги переключать стрелки, но не так всё просто оказалось…
То, что сей предмет должен иметь свою занимательную историю, я понял по последней букве в слове «Жезлъ» и обратился к всезнающей Сети. Тем, что я узнал, хочу поделиться с вами, друзья мои.
История одного Жезла (Фото 2)
Оказалось, что сей артефакт — неотъемлемый атрибут некогда распространенной жезловой системы на железной дороге.
Вот коллеги моего Жезла, обнаруженные мною в Сети:
История одного Жезла (Фото 3)
История одного Жезла (Фото 4)
История одного Жезла (Фото 5)
История одного Жезла (Фото 6)
Хотя насчет последнего я не совсем уверен…
Теперь о том зачем они все нужны.
Вобщем-то не секрет, что раньше не было такой роскоши, как двухполосная железная дорога. Встречные поезда расходились только на узловых станциях. И чтобы не пустить поезда лоб в лоб друг другу, машинистам выдавали из одного аппарата железный жезл, без которого запрещалось движение состава.
Вытащили, значит, из аппарата жезл, а на другой станции второй аппарат блокирует выдачу жезлов. Пока не приедет туда поезд с первым жезлом и машинист не передаст начальнику станции полученный жезл, который и разблокирует аппарат. Появится возможность пускать следующий поезд.
История одного Жезла (Фото 7)

Жезловую систему при движении поездов на однопутных участках впервые в 1849 г. предложил английский инженер Гуддерсфилд-Манчестерской железной дороги Генри Уудгоузон: единственный жезл, вручаемый машинисту, давал право проезда через Стендинский тоннель. Но ни простая жезловая система, ни появившаяся позже билетно-жезловая, при увеличении размеров движения не могли в должной степени обеспечить безопасность следования поездов. Телеграфный способ согласования движения поездов между соседними станциями требовал длительного времени.
Желание устранить недостатки этих систем вызвало изобретение ряда взаимозамыкающих электроблокировочных приборов. Электрожезловые аппараты Вебба-Томпсона двухпроводной системы стали первыми в серии подобных приборов. Они были изобретены в Англии в 1886 г. инженерами Лондонской и Северо-Западной железной дороги компании Веббом и Томпсоном. В 1891 г. изобретателям выдали привилегию (монопольное право на изобретение) на аппарат однопроводной системы. Впоследствии такие аппараты назвали электрожезловыми аппаратами Вебба-Томпсона большого типа. Их устанавливали по одному на каждую станцию, ограничивавшую перегон, и соединяли линейным проводом. Конструкция аппаратов не допускала извлечения одновременно более одного жезла, который давал право машинисту на занятие перегона.
Жезл представляет собой металлический цилиндр с выступами в виде колец, препятствующими извлечению из жезлового аппарата. Для каждого перегона взаиморасположение колец разное, что исключает возможность использования жезлов с другого перегона.
История одного Жезла (Фото 8)
В конце XIX века электрожезловая система Вебба-Томпсона применялась на железных дорогах многих стран мира: в Англии, Франции, Ираке, Иране, Австралии, как весьма прогрессивный способ регулирования движения поездов на однопутных железных дорогах. Но особое значение она имела для России как наиболее дешевая и надежная система обеспечения безопасности следования поездов.
Надзор за исправным состоянием аппаратов входил в обязанности контролер-механиков и надсмотрщиков службы телеграфа. Аппараты пломбировали и запирали на ключ, который хранился у надсмотрщика телеграфа.
Первые жезловые аппараты английской фирмы «Вебб-Томпсон» были очень громоздкими, длина каждого жезла составляла 60 сантиметров, а вес доходил до 2 килограммов…
История одного Жезла (Фото 9)
История одного Жезла (Фото 10)
История одного Жезла (Фото 11)
Тут я воскликнул: «Ага!!! Вот оно!!!» и с удовольствием идентифицировал свой артефакт как один из первых жезлов английской фирмы «Вебб-Томпсон».
История одного Жезла (Фото 12)
В начале ХХ века эти жезлы заменили более компактными. С 1911 г. усовершенствованием английских электрожезловых аппаратов начал заниматься Д.С. Трегер — надсмотрщик службы телеграфа Сибирской железной дороги.
История одного Жезла (Фото 13)
Он был выдающимся практиком-изобретателем отечественной железнодорожной автоматики, прошел путь от телеграфного мастера до ведущего инженера-конструктора Центрального управления службы связи и электротехники путей сообщения Наркомата путей сообщения. В ряду его изобретений числятся: индуктор для жезловых аппаратов, водоуказательная сигнализация для железнодорожных водокачек, полуавтоматическая и автоматическая блокировка. Всесоюзную известность Трегеру принесло изобретение электрожезловых аппаратов собственной оригинальной конструкции. Работу над изобретением Д.С. Трегер закончил в январе 1921 г. Аппараты Трегера значительно проще и надежнее предшествовавших. В 1923 г. они заинтересовали наркома путей сообщения Ф.Э. Дзержинского, и 7 ноября следующего года Главные мастерские связи и электротехники станции Лосиноостровская Северных железных дорог выпустили первый электрожезловый аппарат системы Д.С. Трегера.
История одного Жезла (Фото 14)
История одного Жезла (Фото 15)
На дорогах СССР наиболее распространенными являлись большие аппараты Вебба и Томпсона, малые аппараты Вебба, Томпсона и Смита и аппараты системы Трегера советского производства. На 1 января 1927 г на железнодорожной сети СССР было установлено около 5000 жезловых аппаратов на протяжении 28 324 км линий.
История одного Жезла (Фото 16)
Вам наверняка будет интересно узнать, что на некоторых малодеятельных участках жезловая система применяется до сих пор. На мой взгляд, блестящий пример того как вполне стимовая по своей сути технология дожила до наших дней. Не находите?
Но вернемся к моему жезлу. Очередную загадку он мне подкинул, когда выяснилось, что перегон, обозначенный на обороте, строился лишь в 30-х годах, т.е. уже при Советах. Я нашел этому только одно объяснение: аппарат, где служил мой жезл, был самый что ни на есть стимовый, дореволюционный. Вот только перенесли его на новый участок с другого, а маркировку прежнюю стесали и выбили новую. Присмотревшись, я даже обнаружил следы оттисков букв старой надписи и борозды выше/ниже слова «Жезлъ».
История одного Жезла (Фото 17)
История одного Жезла (Фото 18)
История одного Жезла (Фото 19)
Вот такие дела, друзья мои. Казалось бы – штырь штырём, а эвон за ним какая история.
Что с ним делать сейчас, не знаю. Есть мысль просто повесить на стену. Есть еще мысль узнать сколько сей предмет стоит на нынешние деньги, но пока этого не удалось.

Источники:
1. БСЭ
2. Википедия
3. Жезловая система
4. Фотографии железнодорожного транспорта
5. Политехнический музей
6. Детские железные дороги
7. Прогулка по залам ЦМЖТ
8. Уголок Охотников за табуретками
9. Какой-то иностранный сайт
10. Мартенс Л.К. Техническая энциклопедия
11. Небо в комарах или что делать на Полярном Урале?

В качестве послесловия хочу привести байку от Александра Мицкевича, которая при кажущейся на первый взгляд своей скабрезности весьма показательна в плане важности Жезла на железной дороге в паровозные времена:
«Это случилось на одной из южных железных дорог, во времена паровозной тяги, в 50-х годах. На дороге тогда применялась электрожезловая сигнализация. Перегон был тяжелым — длинный подъем, паровозной бригаде товарного поезда приходилось трудно; надо было удержать нужное давление пара в котле, чтобы сохранит скорость. Кочегар забрасывал угль в топку, выполнял и другие свои обязанности. Казалось все идет хорошо, подъем поезд преодолел. День был жаркий, и уставший кочегар снял с себя пропитанную угольной пылью и маслом спецодежду и полез в тендер, чтобы окунуться в освежающую холодную воду в цистерне. Тем временем поезд подходил к станции, кочегару нужно успеть отдать жезл сигнализации и взять другой на следующий перегон. Но времени одеться у кочегара уже не было, может обратный путь из цистерны был более долгим, может не рассчитал время купания. Машинист ругается, поезд остановить нельзя. Пришлось кочегару голиком брать жезл, спускаться по лесенке паровоза, бросить жезл и успеть крепко схватить следующий. Все руки заняты — одной держится за поручень, в другой жезл. Даже прикрыться нечем. Не знаю, какая должность на железной дороге у человека, кто передает на локомотив этот жезл, может начальник станции, может дежурный. Но передавала жезл женщина, и по железной дороге пошла телеграмма: «На таком-то поезде, на таком-то перегоне на паровозе номер такой-то голый мужчина принимал жезл ». Конечно, поезд на следующем перегоне не остановили, да и кочегар был уже одет, но потом паровозной бригаде пришлось объясняться. Они все отрицали: якобы все было в порядке, никто в тендере не купался, никто голиком не ходил, может это начальнице обнаженные мужчины мерещатся…»

33 комментария

avatar
Вот это статья, вот это понимаю!
avatar
Подобная система находится в музее паровозов в Переславле.



Собственно, это фото оттуда.

За статью спасибо, было очень интересно прочесть.
avatar
Совершенно верно!
Этот снимок сделан в Переславском железнодорожном музее.

Место, само по себе достойное отдельного подробного рассказа.
avatar
Всё как в задачке — из пункта А в пункт Б… очень позновательно+
avatar
Спасибо за статью.
avatar
С интересном прочёл! Исполинский труд!
У ГАИшников есть прибор, проверяющий не перебит ли номер на кузове. Не уверен, что это поможет, но стоит попробовать обратиться к ним и тогда история продолжится! :) +
avatar
Первые жезловые аппараты английской фирмы «Вебб-Томпсон» были очень громоздкими, длина каждого жезла составляла 60 сантиметров, а вес доходил до 2 килограммов…
Тут я воскликнул: «Ага!!! Вот оно!!!» и с удовольствием идентифицировал свой артефакт как один из первых жезлов английской фирмы «Вебб-Томпсон».
Надпись «ЖезлЪ» сделана на русском языке, терзают меня смутные сомнения, что всё-же не «Вебб-Томпсон». Хотя как знать!
avatar
Наклепать/наварить табличку сверху готового жезла — дело нехитое, так что, если габариты сходятся, проще предположить, что Вебб-Томпсон занимались еще и экспортом своей продукции.

А статья отличная :)
avatar
Всё может быть! Но уж сами жезлы и по месту могли бы ваять.
avatar
«Наклепать/наварить табличку сверху готового жезла — дело нехитрое» ©
Именно так! На боковом снимке рукояти видно, что пластина с надписью «Жезлъ» и нижняя пластина, где размещены номер жезла и название перегона, разнородны.
avatar
Не все сведения удалось разместить в статье. Для Ваших «смутных сомнений» привожу сей абзац:
"… В 1891 г. в России начальник Службы телеграфа Балтийской железной дороги В.А. Зеест разработал электроблокировочные жезловые аппараты оригинальной конструкции, соединяющие в себе блокировочный принцип с жезловым, и получил в 1901 г. привилегию на изобретение. Английская фирма «Вебб-Томпсон» направила свои аппараты в Россию на четыре года позже, поэтому ей в выдаче привилегии отказали. Лишь перекупив привилегию у В.А. Зееста, англичане смогли монополизировать (выделено мною — Z.) установку электрожезловой сигнализации в России. Несколько аппаратов В.А. Зееста выпустили под маркой английской фирмы, затем их производство прекратили." (с)
avatar
Сомнений нет! :)
avatar
Хорошая, познавательная статья! Думаю, мало кто знает сейчас о существовании этой жезловой системы.
avatar
Спасибо! Был сам поражен одновременной простотой и технической вычурностью идеи, выросшей из простой передачи палочки при въезде в Стендинский тоннель. Потому и взялся за это дело.
avatar
Были ещё и составные жезлы, когда один поезд следовал за другим:
img src=«steampunker.ru/uploads/images/00/21/01/2011/05/18/f14c31.jpg»
avatar
А вот так жезлы, с помощью жезлоприёмников передаются на ходу дежурному по станции.
img src=«steampunker.ru/uploads/images/00/21/01/2011/05/18/243774.jpg»
avatar
Да, составной жезл присутствует в этой статье на изображении FIG.№11 сверху.
avatar
Похоже, что они там все составные, а вот Ваш — цельный.
avatar
качественное исследование.
avatar
Док, я в восхищении!
avatar
Суперфундаментально!!! Никогда о таком не слышал, даже читается дико — как элемент фантастического романа. Что-то антиутопическое — передача тяжеленной палки ради выживания состава, что-то типа игры на поездах — насмерть!

Кстати, если участок строили в 30-е, а на жезле — перебитая надпись с ером — «Ъ», то не состыкуется. Ведь к 30-м годам реформу печати уже давно провели, алфавит урезали на 3 буквы, разве нет?

Ещё — это старинный вариант штрихкода, как я понимаю. Хотя Бэббидж придумал перфокарты ещё раньше.

Про оценку говорить нечего, по-моему.
avatar
Возможно я что-то неясно изложил.
«Жезлъ» — это не перебитая надпись, а самая что ни на есть аутентичная. Видимо литая и сделана до реформы языка, о которой Вы упомянули.
Перебита надпись, как я предполагаю, на обороте рукояти с номером жезла и названиями пунктов «А» и «Б». Я ее не фотографировал из соображений конспирации и природной скромности.
avatar
Ааа, месторождения скрываем! Правильно, ещё возжелают в музей забрать дорогие блюстители порядка! :(

Теперь всё ясно.
avatar
Весьма интересная и познавательная статья! Спасибо)
avatar
С Благодарностью, за сию статью. +
avatar
век живи, век учись…
познавательно и интересно…
а меня всегда интересовало, что за кольцо передавали прямо на ходу на паровоз на станциях ( видел в разных к/ф и в хронике )… теперь стало понятно.
Спасибо за полезную статью.плюс…
avatar
Спасибо всем за высокую оценку.
Единственное что я не прочёл среди комментариев, но очень хотел бы…
А что мне с ним теперь делать-то?
avatar
Ничего себе вы работу проделали! Респект! А что если вам оформить небольшой стенд дерево + стекло + латунь с этими фотками, оформленый под старину?
avatar
«Ничего себе работу» я проделал когда ржавчину оттирал от жезла. Вот это было да, это было весело.
avatar
Музей — продажа — личная коллекция — помойкаисключается, вот ваши варианты, по моему.
avatar
Музеям у меня веры нет ни на йоту. Продать — возможно, если кто-то предложит не менее 5 тысяч рублей ассигнациями. Но думаю, что моя планка цены резко завышена, а потому не реальна.
Коллекционеров, интересующихся железнодорожной тематикой, лично не знаю.
Вот обменять на что-то — это да, это было бы интересно… Есть желающие обменяться на что-то антикварное?
avatar
Ну, не мы точно, простите. У нас своим творчеством дом завален, на трофеи места нет.

А коллекционеров — через сеть найти, естественно. Или на сайте топик по обмену разместите — но это вряд ли.
avatar
Всё замечательно, но очень бы хотелось узнать вот что: в 60-х годах (это было в моём присутствии, потому что я это видел лично, мне тогда было лет 8) пассажирские экспрессы проходили мимо нашего перрона без остановки, лишь замедляли ход. На перрон выходила железнодорожная работница в форме с металлическим обручем в руке. Его диаметр около 50 см. (типа хулахупа, но меньше), на нём что-то типа коробочки. Во время проезда мимо неё поезда открывался тамбур одного из вагонов, проводник откидывала фартук (откидную площадку), спускалась по ступенькам и точно такой же обруч бросала в траву за перроном, потом вытяговала руку, а та, что стояла на перроне, насаживала ей на руку свой обруч (обмен обручами). Кто знает, расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.