Механическая шашлычница 2
Уважаемые форумчане, здравствуйте!
Прошу извинить за длительный перерыв и низкое качество фотовидеоматериалов, но нахожусь в отъезде, надолго, и других пока не предвидится, а обещание выполнять нужно.
Посмотрите для начала вот это, но убедительная просьба не обращать внимание на кажущийся грохот при работе: во- первых, это следствие чувствительности микрофона мобильника и съемки в упор- в натуре все намного тише, а во-вторых, и это звучание практически уничтожено заменой металлических зубцов анкера на текстолитовые.
youtu.be/PZEiWjcr5bw
Но- уже на 2 новых мангалах, начатых по просьбе друзей еще до отъезда. Они получились на порядок более тихими.
Эти образцы делал несравнимо аккуратнее, изготовив некоторые приспособы и начал стилизовать уже под стимпанк- осторожно, по элементам и в 2 разных вариантах. Но не успел. Теперь- до возвращения, вернусь- доделаю и с удовольствием выложу- если это будет кому то интересно, разумеется. Хочу сказать отдельное спасибо всем, кто внес предложения в комментах к предыдущему топику. Многое было использовано с теми или иными доработками.
Поделюсь и еще одной новостью- существует теперь и развитие этого образца. Новая модель будет уже полноразмерной, на 5 полуметровых шампуров, и самое главное- с гирями вместо пружин. На мой взгляд, это не только упростит мангал и сделает его надежнее, но и будет оптимальным с точки зрения стиля викторианской эпохи.
Ну а теперь расскажу о процессе изготовления и конструкции самого первого, каминного мангала. Конкретные размеры по всем позициям привести сейчас не смогу, да это наверное и не требуется- едва ли кто то будет повторять сие несовершенство один в один. В крайнем случае уточню чуть позже, по приезде. Размеры в любом случае будут своими, да и многое будет зависеть от найденных готовых комплектующих.
Корпус сварен из листа 2мм, окантовка и ножки из профиля 25х28х1, 5. На боковые ручки- корпуса пружинного механизма использована труба 1". Буртик и задняя планка из полосы 30х5. Сначала варился силовой контур и ножки, а уж потом на него навешивались раскроенные детали из листового металла. Корпуса ручек были обрезаны в размер и проточены с двух установок под запрессовку чугунных втулок с одной стороны и бобышек с другой. Дальнейшие подгонки- в частности точная выверка межосевого расстояния при окончательном монтаже выполнены в собранном виде с надетой на звездочки цепью. Сразу же после этого был установлен буртик с полудиаметрами под шампуры и задняя стенка. Все присоединительные элементы впоследстувии устанавливались так же- по месту. Обратите внимание на отрезок трубы- опору для отжатия кронштейна анкера при заводке механизма. Неудачный элемент- греется, да и просто неудобен. На новых образцах кронштейн и вообще весь механизм расстопаривания заменен на принципиально новый. Доделаю- выложу!
Видна внутренняя часть мангала, в том числе втулка штока колосниковой решетки. Слева внизу открытое поддувало. Цельного листа не нашлось, поэтому вырезал и сваривал по элементам- сначала точками, потом и сплошным швом. Не покоробило, значит силовой контур оказался достаточно жестким, а толщины 2 мм- достаточной. За прогар не волнуюсь по той простой причине, что непосредственного контакта углей со стенками нет- они находятся на колосниковой решетке. Места под шампуры окантованы полушайбами, нарезанными болгаркой из дюймовой трубы.
Поддувало и лючок снаружи. Окантовка выполнена из квадрата 10 Внизу кронштейн подъема- опускания колосника-из того же профиля 25х28. Долго думал- а стоит ли так усложнять с лючком? Стоило- регулировка жара углей одобрена всеми единогласно! Единственная деталь, не показанная здесь и появившаяся впоследствии- ручка для открывания- закрывания
Справа корпус пружины, вверху ось анкерного храповика, слева внизу резьбовая втулка под крепление кронштейна анкерного механизма. Все монтировалось и подгонялось по месту и многократно переделывалось. Столь развитого щитка- кронштейна (слева) можно было бы и избежать. Но по собственному упрямому настырству использовал тросик в пластиковой оболочке, а его необходимо было защитить от излучения. На новых мангалах отказался от этой блажи и использовал обычный, диаметром 2,5 мм. Да, и обратите внимание на болт в дальнем конце корпуса пружины. Им фиксируется бобышка.
Колосниковая решетка. Уголок равнобокий 32, квадрат 10, труба 3/4". Ее делал после сварки корпуса, по месту, с зазором 3 мм. Думаю, выбрал оптимально- и входит плотно, и не заклинивается даже при максимальном засорении и самом большом жаре.
Сначала подогнал, сварил и полностью обварил рамку, подрихтовал, выставил заранее сваренную Т- образную конструкцию, после чего вставил шток во втулку и, промерив его окончательно, приварил также. Потом, убедившись, что рамка свободно двигается, приварил ее в 4 доступных местах на точках к корпусу, нарезал заготовки из квадрата 10 ир собрал колосник полностью. Заморачиваться с приспособой не стал- использовал в качестве прокладок болты на 8 и варил навстречу с обеих сторон. Получилось достаточно ровно. После этого разжег в мангале костер и отжег всю констру4кцию до вишневого цвета- с час, наверное. В результате- никаких деформаций, и после ампутации колосника от корпуса- тот же. свободный ход. Кстати, зазор в паре «втулка-шток», изначально выбранный 0,5 мм, оказался малым. Пришлось брать сверло и вручную увеличивать его до 1 мм. Были вопросы по поводу смазки, лучший вариант- графит!
Готовое анкерное храповое колесо не нашел, зато отыскал бронзовую шестерню с 37 зубьями и модулем 3. Пришлось чуть доработать- снял маленькой болгаркой часть боковых поверхностей зубьев, получив острую вершину и прямой боковой профиль вместо эвольвентного. Потом нашел более простое решение- велосипедные звездочки с таким же количеством зубьев. На новых мангалах стоят уже они и работают отнюдь не хуже! Остальное сохранено полностью. Вплоть до заводной ручки слева и барабана (также обточенная начисто дюймовая труба) справа. В нем, кстати, расточены посадочные места под подшипники 202. на которых и вращается храповик.А тросик крепится на самой звездочке, через отверстие.
Вал (квадрат 10, пруток 8) со звездочкой (шаг 12, 7 Z-11) и спиральной пружиной: Использованы дверные пружины D=19, L= 270, dпр =2) Сочленение с валом при помощи трубы проф 15х15х1,5.Здесь и комментировать особо нечего. А, да!- не стал мудрствовать по поводу закрепления пружины на квадратной трубе 15. Просто завернул пружину в мокрую тряпку и кончик приварил- обычной электросваркой. Держится! А сзади на пружине бобышка из серого чугуния- она же подшипник. В ней распрямленный концевик пружины зафиксирован в отверстии.
Детали анкерного механизма с маятником L=230, масса 1400 гр. Сзади видна ось со звездочкой и барабаном(Труба D=104,L= 42. Здесь сплошной экспромт, но несколько решений и пропорций оказались удачными- в частности параметры маятника и конструкция анкера. Обратите внимание- зубцы анкера (здесь еще металлические, «шумные»), закреплены на изогнутом резьбовом стержне М6 и зажаты гайками.При индивидуальной настройке лучшего решения просто не знаю. Сохранена эта конструкция и в новых мангалах, а для обеззвучивания работы оказалось достаточным заменить металлические зубцы на текстолитовые. В целом механизм теперь надежный и совсем не капризный, а главное- мощный, хоть по килограмму мяса на один шампур насаживай!
Ну и в окончание- буду рад если эта скромная информация вызовет у вас интерес. Будут вопросы- чем смогу помогу. Ну и с благодарностью приму от вас и конструктивную критику, и новые предложения. Спасибо за внимание!
24 комментария
Разумеется, буду рад помочь. Пишите nvs.m@yandex.ru
Подскажите амогуя создать свой топики и по мере наполнения его заполнять?