МАСТЕР-САМОРОДОК С УРАЛА ОПЕРЕДИЛ ЕВРОПУ НА ЦЕЛОЕ СТОЛЕТИЕ

МАСТЕР-САМОРОДОК С УРАЛА ОПЕРЕДИЛ ЕВРОПУ НА  ЦЕЛОЕ СТОЛЕТИЕ

Отец будущего изобретателя был крепостным кузнецом Выйского завода. А сам Егор родился в 1725 году — в год смерти первого Русского Императора Петра I. Уже с юных лет мальчишка освоил тяжёлый мужской кузнечный труд — он постоянно помогал в мастерской отцу и братьям. Между делом он освоил и слесарное ремесло, поэтому позднее в заводской конторе сразу заметили парня: башковит не по годам, смекалист, и на работу скорый. Поэтому направили его обучаться на так называемой «слесарную фабрике», где заводским ребятишкам преподавалось фабричное мастерство. С заданиями Егор справлялся успешно, но в свободное время выполнял различные частные заказы. Особенно барские, поскольку не вольным человеком был Егор Григорьевич, а крепостным знаменитого рода заводоустроителей Демидовых. Вскоре Егор заметил в себе тягу к изобретательству. В заводской конторе все так и ахнули, когда молодой рабочий представил водоотливную и рудоподъемную механическую машину для Медного рудника, поскольку знал молодой мастер, как страдает мастеровой люд от излишка грунтовых вод. В настоящих машинах Кузнецов впервые реализовал идею непрерывных ковшей, что позднее найдет применение в экскаваторах и конвейерах. После этого изобретатель обратился к «плющильному» делу. Раньше, железный лист получали не как сейчас, прокатом, а его приходилось выковывать и «разглаживать» молотом. Кузнецов же в 1770 году впервые не только в России, но и в Европе применил прокатку листа железа, а через 4 года изобрел прокатный стан двойного действия, на котором лист металла «катался» и в одну, и в другую стороны. Нужно отметить, что в Западной Европе до этого додумались только в XIX веке, а наш мастер-изобретатель даже не владел грамотой — не мог ни читать, ни писать.
Два шедевра
Кузнецов не остановился на промышленных машинах и в течение двух десятилетий трудился придумал и воплотил «астрономические часы», которые и по сей день вызывают только восхищение. Такие часы фиксируют не только часы, минуты и секунды, но и долготу дня, солнечный и лунный календари, движение звёзд, а также особенность жизни в православной Империи — календарь со святцами: каждый святой здесь соответствовап определённому дню. Кроме того в часы был вмонтирован маленький органчик, который исполнял шесть мелодий по выбору, либо все поочерёдно. Также боем отмечались каждые четверть часа и каждый час. Приводились же часы в движение в движение грузом всего в пять гирь.
Механизм таких часов был невероятно сложным. С левой стороны они имели так называемую «театрализованную» часть. Здесь располагалась импровизированная фабрика с мехами, двигающимся молотом, горном и мастером-кузнецом. Каждый час после последнего удара платформа со сценкой двигалась, кузнец брал заготовку, подносил к молоту, а тот в свою очередь начинал стучать, отсчитывая при этом часы. После маленького «представления» всё возвращалось на исходные позиции.
Однако самым известным изобретением «тагильского Левши» стали так называемые музыкальные дрожки – лёгкая четырёхколёсная упряжка, оборудованная по последнему слову науки и техники, которая и по сей день находится в экспозиции Государственного Эрмитажа. Это было замечательное и неповторимое творение механика-самородка, на изготовление которого Кузнецов истратил целых шестнадцать лет.
Дрожки интересны своей конструкцией- при первом взгляде, мы не замечаем в них ничего удивительного — сбоку расположены два сиденья для ездоков, впереди, как водится, место для кучера. Оригинальность же изобретения крепостного мастера состояла в том, что во время движения дрожек звучала органная музыка. Также дрожки были оборудованы ещё одним современным девайсом той поры — механической системой верстомеров, поэтому возница всегда мог узнать сколько вёрст проехал экипаж

Надо полагать, что с разрешения Демидова мастер преподнёс эту диковинку в подарок не кому-нибудь, а супруге императора Александра I. В 1801 году он выехал с Урала на своей необыкновенной колеснице в Москву, где проходила коронация императрицы. Елизавета Алексеевна щедро оценила подарок и мастерство умельца. В 1804 году Егор Кузнецов и все его домочадцы наконец-то получили долгожданную свободу. Увы, жить талантливому мастеру-самородку оставалось совсем недолго. Умер Егор Григорьевич Кузнецов в 1805 году. Но на память о нем остались незаурядные изобретения, которые и сегодня способны удивить всех, кто живёт в высокотехнологичном XXI веке.

12 комментариев

avatar
К своему стыду не знал о таком умельце. +
«Полистал» интернет, вот ещё пара фотографий:


Собственно, сам Кузнецов:



Его часы, игравшие шесть мелодий:









И детали «телеги»:
Орган:



Верстомер:

Интересно что на дрожках портрет самого Кузнецова. Автором портрета и росписи является крепостной художник Сидор Дубасников, известный мастер лаковой росписи по металлу XVIII века.
Последний раз редактировалось
  • Trou
  • +1
avatar
И в довесок, пара-тройка видео из Дома-музея Черепановых:
Последний раз редактировалось
avatar
avatar
avatar
  • Trou
  • +1
avatar
Спасибо! Очень интересная информация! Удачи! Плюс!
avatar
Спасибо :)
avatar
Интересно +
Но поставьте «кат» cut пожалуйста после фотки.
avatar
Последний раз редактировалось
avatar
Вроде как поставил, не работает?
avatar
Ещё как работает! :) +
avatar
Эх, таких бы мастеров не в крепостное право загнать, а дать свободу действий, то летали бы мы уже на летающих тарелках…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.