Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Ранее была мною создана публикация посвященная этому проекту, но, как оказалось, эта тема видна только в прямом эфире и многие, кому было бы интересно, просто не видят её (не замечают). По совету одного из участников сиего ресурса, создаю новый топик, но что бы не дублировать уже имеющийся ранее, опишу здесь процесс изготовления.

Начну с того, что часы Seikosha Type 93 я видел до начала проекта. Мне вообще нравятся военные бортовые часы и стрелочные приборы.
В начале 2019 года я начал проект посвященный наручной версии этих часов, сбор же информации и подготовка началась еще в сентябре 2018! Проект завершился буквально на днях, 17 сентября 2019, изготовлением ремешка.

По циферблату было понятно: оставлять дизайн полностью таким как на оригинале Seikosha Type 93.

Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.


Механизм, сначала, выбрал советский от тонкой Молнии 3601 (по нему чуть позже).

Корпус хотел изготовить из бронзы. В итоге был приобретен корпус из нержавеющей стали. По моему мнению он наиболее соответствует (из всего, что я видел) японской стилистике, архитектуре. Без излишеств, простой. Даже немного архаичный из-за своей конструкции на винтах.
Вот какие ассоциации, в плане дизайна, у меня вызывают линии выбранного корпуса:
Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.
Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.
===ЦИФЕРБЛАТ===
После приобретения корпуса и произведенных обмеров, нарисовал циферблат в векторе, предварительно уточнив как должны выглядеть маленькие нижние иероглифы (так как на растровых картинках плохо видно).
Большой, верхний, иероглиф 時 означает ВРЕМЯ.
Нижние иероглифы (一日搭) 飛行時計: «лётные часы» и «суточный запас хода»
Паралельно, с прорисовкой циферблата, дал задание ювелиру, чтобы он подготовил серебряную пластину толщиной около 0,55-0,6 мм., после готовности которой отдал пластину, с циферблатом в кривых, на лазер (технология по лазеру была уже отработана на циферблатах изготавливаемых мной наручных пилотов модели А.01). К сожалению, первый циферблат оказался с дефектом: расслоение серебряной пластины. Пришлось переделать, результат на высоте.
Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Просверлил 2 отверстия под стрелки, с оборотной стороны накернил 2 метки под ножки (при помощи шаблона, изготовленного из старого циферблата молнии, в котором на месте ножек были сделаны небольшие отверстия), а так же сделано небольшое круглое углубление (по аналогии с циферблатами Молний, для немного выпирающего камня баланса и винта на механизме со стороны циферблата. Купил для этого фрезу в ювелирном. Надо сказать, что фреза не полностью меня удовлетворила в работе, надо искать другой вариант), после чего циферблат довел до толщины 0,5 (-0,05мм). Делалось на ровном камне при помощи наждачной бумаги на мокрую (зернистость от 1000 до 2500). Лицо доводилось до зеркала.
После всех этих манипуляций, берем серебряную проволоку диаметром 0,15-0,18 мм. отожженную, делаем на конце конус примерно 20-30 град. И, при помощи спец.приспособления и ювелирного лазера, привариваем.
Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

В углубления циферблата (цифры, иероглифы, метки) нанес эмаль в несколько слоев с промежуточной сушкой (эмаль дает усадку). В тех местах где необходим люминофор, порошок разбавлял эмалевым лаком. После высыхания обработал мелкой наждачной бумагой на камне на мокрую.
Теперь надо сделать поверхность матовой, для последующего чернения. Для матирования я использую разбавленную азотную кислоту (ВНИМАНИЕ — работать аккуратно), погружая циферблат и убирая кисточкой продукты реакции с лица циферблата. Эта процедура занимает не больше минуты. Промываем циферблат в воде и растворе пищевой соды, затем снова в воде. Производим отбеливание (соль для отбеливания серебра продается в ювелирных магазинах, оранжевая. Вроде, это дихромат калия, но могу ошибаться), промываем водой и даем высохнуть. Поверхность получается ровная, матовая.
Трогать лицо циферблата не надо, что бы не пачкать и не испортить результат последующего чернения.

Чернение делал серной мазью (продается в аптеке), нанося ватной палочкой и нагревая бытовым феном, потирая циферблат той же ватной палочкой. Процедура может занять около 2-5 минут. Не жалейте мази. Далее это все промываем с мылом в теплой воде. Промываем хорошо, но не надо слишком упорно тереть) Даем высохнуть.
После чернения и промывки выглядел циферблат так:
Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Наносим лак. Я наношу аэрографом (результатом работы с ним доволен). Лак необходим для придания черненой поверхности более ровного, более темного и глубокого цвета.

Циферблат готов.

=== МЕХАНИЗМ ===
Изначально остановил свой выбор на 3601, но так как на циферблате не выбран металл под секундную стрелку, как на обычным молниевских циферблатах, длина оси под секундную стрелку оказалась мала. Выбор пал на красивый прецизионный 3602 с микрорегулятором. В этом механизме ничего не модифицировалось. Произведен репассаж.

=== Стрелки ===
Секундная от 3602 (толстой молнии).
Минутная от Салюта. Кончик укорочен.
Часовая от каких-то иностранных карманных. Был увеличен диаметр отверстия.
Секундная стрелка покрашена.
На часовую и минутную нанесен люминофор.

=== КОРПУС ===
Просверлено и выфрезеровано место под заводную головку, проточено посадочное под механизм. Изготовлена заводная головка по дизайну схожая с заводной головкой Seikosha Type 93. Заводной вал 1,2 мм.
Корпус в диаметре 45,5 мм. Расстояние между осями ушек около 65 мм.

Сборка. Проверка работы механизмов. Настройка точности хода.
Точность хода +8/-5 сек/сут (положением вверх/вниз циферблатом) при 20 гр.Цельсия.

Фото готовых часов:
Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Хомаж на Seikosha Type 93. Часы японских пилотов императорской армии.

Видео:
youtu.be/GZ_GGHG45N8

С уважением, Александр Куделка.
HX & LTL

11 комментариев

avatar
Расскажите про эмаль. Какая применялась, как с ней работалось, какая поверхность после шлифовки… интересно.
  • Taper
  • 0
avatar
эмаль для себя еще не нашел, ту самую, которая полностью утроит. По этой лишь причине не буду про нее рассказывать.
Она усаживается сильно, приходится наносить много слоев. Шлифуется хорошо.
avatar
Красиво и многотрудно! +
  • asv63
  • 0
avatar
Зато каков результат…
avatar
Отлично! +
  • dkart
  • 0
avatar
Плюс.
avatar
Красота. Эх, ремешок бы немного состарить, чтобы подчеркнуть вечность самих часов.
Плюс+
avatar
Плюс
avatar
Хорошая работа +
  • Yura
  • 0
avatar
Просто «Ух ты!»+
avatar
Спасибо, Александр. Я и не знал, что такое хоммаж.
+
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.