Punk is dead! О сути термина "стимпанк"
Наверняка для многих то, что я пишу понятно и так, но все же.
Мы привыкли описывать стимпанк, как «жанр фантастики..», «реальность в которой..» и «альтернатвная история..». Это все так, но попробуем перечислить произведения. Мы начинаем бодро вспоминать Гибсона со Стерлингом, Пола ди Филиппо… потом вспоминаем предтечей жанра- Уэлса и Верна, может вспоминаем еще одного-двух авторов, а дольше начинаются споры и сомнения. Там были паровозы, а там сумасшедшие ученые, но всё не то. Техномагия, фентези, но не стим в чистом виде. Лично мое мнение, что как литературное направление стимпанк начался и закончился на «Машине Различий». Единственное, по настоящему серьезное произведение, описывающее не только технологию, но и политику, социальный строй, культуру, экологию в альтернативном мире…
Стимпанк сегодня это, во-первых, техника для фриков и эстетов. Хвала богам техника ушла дальше и нет необходимости собирать паровой компьютер, или заводной кинематограф на перфолентах(хотя какая была могучая идея, помните?!)
Во-вторых, а это и есть тот мэседж, который я хотел растолковать для себя в первую очередь, стимпанк, это прежде всего стиль. Стиль, который охватывает одежду, аксесуары, украшения, предметы интеръера, разнообразные личные вещи от зажигалки, до гитары, моддинг любых цифровых устройств. Это богатая тема для компьютерных игр, для фильмов и аниме. Но это только стиль, не хватает стержня. К сожалению, это мир без философии. можно увлекаться этим, мастерить что-нибудь, писать картины, сочинять стихи и песни про паровые котлы, но!
Но быть стимпанкером невозможно. нет правил, нет основы.
Видимо меня сбило с толку название, не знаю, но въехав в эту простую истину для меня всё
встало на свой места.
Discuss.
Мы привыкли описывать стимпанк, как «жанр фантастики..», «реальность в которой..» и «альтернатвная история..». Это все так, но попробуем перечислить произведения. Мы начинаем бодро вспоминать Гибсона со Стерлингом, Пола ди Филиппо… потом вспоминаем предтечей жанра- Уэлса и Верна, может вспоминаем еще одного-двух авторов, а дольше начинаются споры и сомнения. Там были паровозы, а там сумасшедшие ученые, но всё не то. Техномагия, фентези, но не стим в чистом виде. Лично мое мнение, что как литературное направление стимпанк начался и закончился на «Машине Различий». Единственное, по настоящему серьезное произведение, описывающее не только технологию, но и политику, социальный строй, культуру, экологию в альтернативном мире…
Стимпанк сегодня это, во-первых, техника для фриков и эстетов. Хвала богам техника ушла дальше и нет необходимости собирать паровой компьютер, или заводной кинематограф на перфолентах(хотя какая была могучая идея, помните?!)
Во-вторых, а это и есть тот мэседж, который я хотел растолковать для себя в первую очередь, стимпанк, это прежде всего стиль. Стиль, который охватывает одежду, аксесуары, украшения, предметы интеръера, разнообразные личные вещи от зажигалки, до гитары, моддинг любых цифровых устройств. Это богатая тема для компьютерных игр, для фильмов и аниме. Но это только стиль, не хватает стержня. К сожалению, это мир без философии. можно увлекаться этим, мастерить что-нибудь, писать картины, сочинять стихи и песни про паровые котлы, но!
Но быть стимпанкером невозможно. нет правил, нет основы.
Видимо меня сбило с толку название, не знаю, но въехав в эту простую истину для меня всё
встало на свой места.
Discuss.
66 комментариев
Рад что еще один человек со мной согласен!
-обрести идеологию. То, что будет объединять людей за пределами сайта.Общий или некий усредненный взгляд на то, каким этот мир должен быть.Или хотя б каким должен быть стимпанкер.
-увеличить количество контента «для души».Вы меня, конечно, извините, но пока что стимпанк — это группа производителей корпусов для флешек кустарным способом
Так что… Кто там по талантливее? Ты? вот ты и напишешь!.. Для начала нужен Манифест.Для примера можно взять вот этот манифест футуристов:
1. Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.
2. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.
3. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину.
4. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, – она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
5. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.
6. Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий.
7. Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком.
8. Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.
9. Мы будем восхвалять войну – единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.
10. Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.
11. Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями дыма; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают свое одобрение.
Вперед, к победе Стимпанка над обыденностью и криворукостью!!!
Ура, товарищи!!!
… но. для того чтобы написать такой манифест нужно быть восторженным идиотом, не более двадцати лет от роду…
не знаю как вы, я не подхожу, по крайней мере по второму параметру…
к тому же, я себе не очень представляю манифест который объединил бывсех здешних обитателей… что ни предлагай, все одно — подеруться… такие вот, интеллектуальные панки…
а во вторых — не надо объединять всех обитателей. Хотя б большинство. Ну и определиться с господствующим мировоззрением.
И песен пусть кто-нить напишет. В стиле стимпанк
:) ну не то. с этим же никто не спорит. но это не жизненная позиция, не мировозрение. это только любовь к данному стилю. и любовь к данному ресурсу.
И вот ещё что мне пришло в голову: каждый здесь сам для себя устанавливает пропорцию между частями этого слова, между «стим» и «панк». О! К месту будет коротенький пост нашего глубокоуважаемого admin'а, сейчас откопаю… Вот! Нашёл: steampunker.ru/blog/2606.html!
Вот, собственно, и всё, что я имел сказать… Засим — откланяюсь, Ваш покорный слуга oldgrumbler
А вот к чему я веду: вы наверняка делали что либо просто так, для души? Хотелось бы увидеть «безделицу» сделанную вашими руками (если вы этим «балуетесь») не из праздного любопытства, а из желания увидеть вещь сделанную руками человека который имеет своё отношение к жизни! Мне кажется, что она будет иметь своё лицо.
Во многом это схоже с движением хиппи, но там эскейпизм часто был деструктивный, пассивный — в психоделику, мистику и дауншифт.
А в субкультуре стимпанка гораздо больше здоровых и альтернативных масс-культуре проявлений — от изучения истории, техники и культуры недавнего прошлого, реабилитации ценности энциклопедических знаний и навыков в противовес узкой специализации, до возрождения приёмов и уникальных технологий, не ограниченных рамками дешевизны массового производства — а не удобства индивидуального потребителя в первую очередь.
Ну почему, основа, имхо, как раз есть: некое своеобразное восприятие реальности, прошлого, искусства, книг, пейзажей. Лично меня весь этот «дух», общий настрой — я тогда не знала термина «стимпанк» — очаровывал с детства, буквально с дошкольного возраста. Собирала старые открытки с древними паровозами и машинами, добывала железки, фотографировала старые фабрики, реставрировала старую мебель и прочее. Создавала антураж. Потому что это будит воображение, навевает покой, вызывает даже что-то похожее на «память прошлых жизней» (фигурально выражаясь, конечно).
Таких людей очень много. Восприятие — вот основа, оно и объединяет. А "-панк" это просто слово.
«Экологическую нишу» панков (в западном их понимании) в отечественной культуре давно и прочно заняли гопники (их очень точно обрисовал Майк Науменко в своей песне «Гопники»- www.spoemte.ru/songs/881366400.html).
Поэтому для нас панк, это всего лишь эпатажно одетый и соответственно ведущий себя человек. По сути, скоморох…:) Докучливый, но безобидный…
Вот! В этом и проблема. При том, что как раз те, кого принято у нас в России называть панками, имеют в общей массе мало отношения к самому явлению.
Иное дело, что для неисушённой русскоязычной аудитории злополучное окончание "-панк" затмевает начало «стим-», уводя в сторону от значения и происхождения слова
steampunker.ru/blog/2606.html
Я на работе сказала — просто сказала! — что мне нравится стимпанк. Люди услышали исключительно "-панк", и началось: «Ты что! Ты взрослый человек! Бла-бла». Никто не захотел даже вслушаться, хотя я готова была объяснить, о чем речь, показать ссылки, фото. Многие так воспринимают. Это, увы, печальное наследие 90-х, когда в «панки» себя записывали все желающие и вели себя соответственно.
У нас интернат для детей с синдромом Дауна, поэтому аудитория, конечно, не самая целевая. Детям такие тонкости до лампочки, а тетеньки закончили пед.вузы, это сказывается :)))
Ну да ничего.
PS: Посмотрела на Ваши костюмы и стала завидовать еще больше!
Вот примерно так и я планирую одеваться, тем более что идет!
Далее две реакции.
А) Слушает, улыбается, идёт работать дальше.
Б) Слушает, улыбается, смотрит картинки, идёт работать дальше. :)))
Мужчины, что характерно, спрашивают именно так, как Ваши коллеги: «А что это такое?».
В стимпанке все не настолько плохо. Да, классы, да, экология, но- это мир для сильных, правильных, честных людей. Инженеры, пилоты, ученые, путешественники, военные, политики. Протестовать можно везде, всегда и против чего-угодно, но жанр стимпанка построен вокруг другой революции- технической и главный бунтарь- изобретатель. а мы цепляемся за знакомые слова.
Discuss!
А поэтому… Вы не заметили, господа, что все вы косвенно высказались за прямое отношение классического значения слова «панк» к нашему любимому движению? Именно бунтарство — в нас — против обыденности, которую так метко обрисовал Firs. Мы же сами — бунтари против системы массовой культуры, против системы общественного мнения, и нам безразлично, что там будет говорить княгиня Марья Алексевна. Как бы ни было в начале становления термина, сейчас он связан с тихим бунтарством умных людей против разжижения мозгов. Пожалуй, стимпанк — самый интеллигентный тип протеста из всех существующих видов молодёжной контркультуры. Именно поэтому он так медленно и набирает обороты — для увлечения им требуется определённый багажник знаний на плечах и хотя бы минимальное чувство вкуса и стиля.
А вот про философию неформальных движений прошу растолковать подробнее. По-моему, вся их философия всегда начинается с «МЫ ПРОТИВ!» — далее нужное вписать, но опять же, всё сведётся к бунту против обыденности. То же относится и к стимпанку. Остальные части нашей философии тоже сформулированы давно: альтернативные технологии, викторианская куртуазная строгость, определённая начитка по мировой истории, умение что-то делать своими руками (паять, шить, украшать) в данной стилистике, воспитанность и (что очень ценно в наши дни) умение обходиться без мата через каждый слог. Стимпанк — это полноценная контркультура, а что до её малой популярности — см. про багажник знаний и чувство вкуса/стиля. Она всегда останется изысканно элитной среди прочих неформальных движений. Если же мы действительно за неё болеем и хотим расширить аудиторию, то… Надо чаще встречаться! И привлекать к этим действам средства массовой информации. Ну или хотя бы знать, что в городах, в которых мы живём, есть какая-нибудь кофейня или клуб, куда можно прийти в определённый день недели и стопроцентно встретить там единомышленников — посидеть, пообщаться, спокойно придя в «прикиде» и не ощущая себя белой вороной. Нам жёстко не хватает аналога «тусовки», поднятого на уровень стимпанка. Мы сидим по своим углам, встречаемся в интернете, но это не заменит живого общения. Вот где у нас пробел, а не в отсутствии какого-то мифического «стержня».
Вот здесь можно скачать теоретическое обоснование (или основу бизнес-плана, если хотите) такого вида организации:
ifolder.ru/21927622 Это фрагмент учебного материала, только видеоряд презентации, но надеюсь, будет понятно. Если нужны пояснения — могу ответить.
Утрата некоей элитарности повлечет за собой 2 вещи: снижение качества и появление
задротовортодоксов.Пример — толкинизм и историческая реконструкция.А потом гопники на районе отлавливают мальцов в гогглах:«ты эта… панк?!»
А насчет места для тусовок — оставляйте контакты и на здоровье.
Массовость, распространённость и понятность для большинства? Доступность и коммерческий успех атрибутики? Развитие, возникновение множества ответвлений, направлений и подражаний?
Если это всё подытожить, то киберпанк уже пережил расцвет увлечения
перспективой развития цивилизации в стоону виртуальнсти, после «Матрицы» и «техно-» народ потянулся к живому, фактурному и уникальному. Граффити, паркур, инди- это ж возрат к живой природе человека, его индивидуальности, выход за рамки технократической системы и масс-маркета.
и я уже писал, что для киберпанка внешие проявления не так важны. хотите Теслу- почему бы и нет.
А вот у стима те же признаки, что у фантастики в целом — а фантастика со строго научной точки зрения является художественным методом, а не жанром.
Чтобы окончательно поставить точку в этом вопросе: приведите мне, пожалуйста, пример жанра утопии в киберпанке. Утопии от и до, без «или». Это возможно? Нет, это невозможно, потому что иначе нарушается основной признак киберпанка — антиутопия. А в стиме возможно и то, и другое. Ведь это художественный метод, а не жанр.
Спасибо, это был приятный спор. =)
Отличная книга, всем рекомендую!