Что есть стимпанк?
Позвольте-ка мне систематизировать и причесать понятие «стимпанк».
Итак, Век Пара, да прольется на него благодать.
Викторианская эпоха… Элегантные дамы с вуалями, рядом галантные господа в цилиндрах… И тут же докер или кочегар — прокопченый, пропитанный угольной пылью, часто нетрезвый — вот же он, чуть не попал под ваш фиакр (простите, кэб)!
Приехав на вокзал, сдав чемоданы такому же грязному носильщику, вы с опаской подходите к огромному, пыхтящему паром и дымом чудищу — паровозу. Здоровенный вагон с углем(мы ж не в России, тут дрова не в чести) при малейшем ветерке осыпает вас тончайшей, почти несмываемой пудрой траурного оттенка.
Доехав из Лондона до Глазго (что вы там делали, я не знаю, но путь неблизкий!), пересаживаемся на хреновину много большую, чем паровоз — пароход. Пароход, господа — это ужас. Ужас на воде. На прогулочной палубе постоянно дым из топки и с камбуза, вонь непереносимая для вашего аристократического обоняния. Машинное отделение и трюм просто пугают всякими крутящимися штуками, ящиками, какими-то матросами… Единственное приемлемое место на пароходе — капитанский мостик. Здесь вас встретят аккуратно одетые, обходительные офицеры. Но в открытый иллюминатор летит тот же дым!
И вы идете в свою каюту. Люкс. Два на три метра. Двухэтажные койки с ремнями на случай качки. Задраенный навечно иллюминатор — все равно будет или дым, или брызги.
«Дошли! Порт!» И вот вы в Дублине. «Ну, теперь-то до Корка на дирижабле расслабимся!» Фигушки! На дирижабле трясет, качает, дух захватывает, курить нельзя (а так хочется!), да лучше б я пешком пошел!
Это я к чему?
Паровоз — грязный и вонючий.
Пароход — грязный и вонючий, но местами блестящий и романтичный.
Дирижабль — страшный и опасный. Но красивый.
Стимпанк не есть приляпывание к чему попало платин и колес от часов — они слишком узнаваемы и оттого вызывают отторжение — но есть сочетание изящного дамского цилиндра с робой портового рабочего, черного паровозного шатуна с сияющей корабельной рындой… Не сочетание даже, но добрососедство, равноправие… Равноучастие, во какое слово придумал!
Итак, Век Пара, да прольется на него благодать.
Викторианская эпоха… Элегантные дамы с вуалями, рядом галантные господа в цилиндрах… И тут же докер или кочегар — прокопченый, пропитанный угольной пылью, часто нетрезвый — вот же он, чуть не попал под ваш фиакр (простите, кэб)!
Приехав на вокзал, сдав чемоданы такому же грязному носильщику, вы с опаской подходите к огромному, пыхтящему паром и дымом чудищу — паровозу. Здоровенный вагон с углем(мы ж не в России, тут дрова не в чести) при малейшем ветерке осыпает вас тончайшей, почти несмываемой пудрой траурного оттенка.
Доехав из Лондона до Глазго (что вы там делали, я не знаю, но путь неблизкий!), пересаживаемся на хреновину много большую, чем паровоз — пароход. Пароход, господа — это ужас. Ужас на воде. На прогулочной палубе постоянно дым из топки и с камбуза, вонь непереносимая для вашего аристократического обоняния. Машинное отделение и трюм просто пугают всякими крутящимися штуками, ящиками, какими-то матросами… Единственное приемлемое место на пароходе — капитанский мостик. Здесь вас встретят аккуратно одетые, обходительные офицеры. Но в открытый иллюминатор летит тот же дым!
И вы идете в свою каюту. Люкс. Два на три метра. Двухэтажные койки с ремнями на случай качки. Задраенный навечно иллюминатор — все равно будет или дым, или брызги.
«Дошли! Порт!» И вот вы в Дублине. «Ну, теперь-то до Корка на дирижабле расслабимся!» Фигушки! На дирижабле трясет, качает, дух захватывает, курить нельзя (а так хочется!), да лучше б я пешком пошел!
Это я к чему?
Паровоз — грязный и вонючий.
Пароход — грязный и вонючий, но местами блестящий и романтичный.
Дирижабль — страшный и опасный. Но красивый.
Стимпанк не есть приляпывание к чему попало платин и колес от часов — они слишком узнаваемы и оттого вызывают отторжение — но есть сочетание изящного дамского цилиндра с робой портового рабочего, черного паровозного шатуна с сияющей корабельной рындой… Не сочетание даже, но добрососедство, равноправие… Равноучастие, во какое слово придумал!
72 комментария
А реалии стимпанка, это чаще всего арт-объекты, а посему имеют право быть разным!
+
Но! Согласитесь, стимпанк — это не викторианская эпоха и только! Не следует забывать и о том, что стимпанк подразумевает такое развитие паровых технологий, о каком в реальную викторианскую эпоху и не помышляли. То есть — по моему скромному мнению — можно предположить, что леди и джентльмены мира стмпанка имели какую-то возможность оставаться в относительной чистоте. В отличие, конечно, от низшей обслуги — ей-то как раз уставом положено быть замуслюканной.
Или, возможно… Вспомним времена, скажем, Людовика XIII и мушкетеров. Все, должно быть, знают, что тогдашние реалии здорово отличаются от романов Дюма. Цитируя, кажется, Бушкова, «Мушкетеры не пахли конским потом, а их дамы не ловили на себе блох». Так и тут — на бумаге, так сказать, все чинно-благородно, а в жизни — и угольная пыль, и запахи и прочее.
Так это все к чему… Все верно, стимпанк — сочетание изящества и механики. Но и Trou тоже прав — отдельные арт-объекты имеют право на существование и прилепленные шестеренки могут быть и декором в том числе.
P.S. Понаписал чего-то, сумбурно и, может, не по делу, а все от того, что бегал по работе. Ну и ладно, пусть так и останется.
Во всех попытках «исторической стимпанк-реконструкции», все время предполагается нерушимость капиталистического, буржуазного строя. А на самом деле… Вдумайтесь, могла ли шестеренка «проникнуть» в эстетику, встать на равных с Королевской Лилией, например, при сохранении монархического, или капиталистического общественного уклада? Да никогда!
Вот показательный пример: геральдика. Какие образы, какие существа и объекты, связаны с тем или иным общественным укладом, в геральдике это очень хорошо видно. Когда на гербах появляются шестеренки, серпы, молотки, плуги, и прочие символы ТРУДА? Только с приходом в мир социализма. Никак не раньше.
Из этого можно сделать вывод: в альтернативной стимпанк-вселенной, идеи равенства и «Благодати Труда» (а также, «Благодати Знаний»), развились намного сильнее и раньше, чем в нашем мире.
Возможно, уже Великая Французская Революция, закончилась там не восстановлением монархии, а построением реального государства народных интересов. А уже при жизни К.Маркса, по планете прокатилась волна социалистических революций.
Вот тогда да, шестеренка легко становится повсеместным элементом декора, полноценной «эстетической единицей», а не только лишь неханической.
Как вам такая мысль? Свеженькая, ни где еще не встречал. Готов подарить начинающему литератору-альтернативщику :-)
Не отличная мысль. АФАИК, приставка «панк» появилась, позаимствовав у «киберпанка». Потому социальный строй примерно тот же — богатые (мегакорпорации в кибер- и аристократия в стим-панке) становятся все богаче, бедные все беднее (то к чему мы идем, кстате). Отсюда и падение нравственности, обесценивание человеческой жизни, резкое расслоение общества на высший и низший (рабочий) класс.
Потому мне дико в костюмах наблюдать предметы низшего, рабочего класса (гогглы, инструменты, кожаные защитные предметы одежды) поверх аристократических камзолов, цилиндров, платья.
Достижениями науки и техники аристократия с удовольствием пользуется — механический протез, подзорная труба, средства передвижения, оружие, и т.д. При чем у аристократии это все отполировано, вычищено, блестит и сверкает.
Ну зачем, зачем аристократ будет вешать на камзол грязный молоток или гогглы? И наоборот, зачем механику одевать цилиндр? Чтобы за механизм цепляться, когда будет под ним хлопотать?
Даже если припустить что это эдакий Тони Старк, аристократ-изобретатель, то и он в фильме — в мастерской в гогглах и грязной футболке, на балу — в смокинге.
И оружие если глянуть — у него сверкающий доспех, отполирован где только можно, у врагов низшего класса — плазменные плети поверх голого торса и грязной тюремной робы, у высшего — тоже сверкающие серые роботы.
Так и в стимпанке. Гогглы с патиной — это красиво, стильно… но на аристократическом цилиндре и выглаженном сюртуке? Увольте!
То есть, зарождение «панка» в недрах альтернативного евро-социализма — почему бы и нет?
— Это могу объяснить. Во-первых, в традициях классического Карнавала, это абс. нормально. Как простое переодевание Госпожи в Крестьянку, так и разнообразные миксы (ну, хотя бы чтобы игра-игрой, но никто с настоящей крестьянкой не попутал:-) )
А косплей и Карнавал — это ведь очень близкие явления на самом деле, не так ли?
Во-вторых момент Большой Войны. Когда идет большая и тяжелая война, среди патриотически настроенной аристократии нередко возникают такие своеобразные культурно-эстетические течения… Показная «народность». Фамильные драгоценности носить становится не модно, модно носить что-то нарочито скромное, подчеркивающее, что ты несешь ровно ту же тяжелую ношу, что и простой народ… В отдельных случаях может доходить и до прямого абсурда, т.е. как раз-таки гогглы кочегара как модный аксессуар, поверх цилиндра денди…
чего только не было в гербах, за долго до королевы Виктории
Стимпанк, по нашему мнению берет начало в Викторианской эпохе.
Осталось выяснить дату поточнее.
Несколько вольно порезанных выдержек из Вики. Текст не искажен.
Ищем примерное начало.
"… английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель»… Именно двигатель Ньюкомена стал первым паровым двигателем, получившим широкое практическое применение, с которым принято связывать начало промышленной революции в Англии."
Условное начало найдено. Это 1712 год.
Ну и конец Викторианской эпохи. Опять из Вики.
«Викто́рия (англ. Victoria, имя при крещении Александрина Виктория, англ. Alexandrina Victoria; 24 мая 1819 — 22 января 1901)…
Викторианская эпоха совпала с промышленной революцией и периодом наибольшего расцвета Британской империи…
… Виктория скончалась в Осборн-хаусе, на острове Уайт, 22 января 1901 года, на 82-м году жизни...»
Вот и окончание, 1901 год.
Получается что наша любимая паровая машина появилась на свет за 107 лет до рождения королевы Виктории. Тут каждый волен выбрать любую дату с 1712 по 1901годы. Это 189 лет. За это время наука и техника прошли громадный путь.
А теперь давайте представим что стимпанк общество постоянно развивается.
C 1901 года постоянно появляются новые технологии использования пара. Паровая машина усложняется и становится все более совершенной. Изменяется мода и условия жизни всех социальных групп.
С момента окончания Викторианской эпохи прошло 112 лет. Сегодня мы живем в 2013 году. Дайте возможность стимпанку развиваться. В нашем стимпанк мире очень много талантливых ученых и инженеров. Стимпанк многогранен от скелетона Filimon'a до паровой пули jeenn'a.
Викторианство тут выступает не из-за конкретных годов, а потому что в альтернативной истории технологии начали развиваться не в сторону ДВЖ, полимеров и микропроцессоров, а в сторону паровых двигателей, тесла, клокворка. И мода ушла в тото стиль, который был тогда, при первых паровых свершениях, т.е. викторианская.
Потому год может быть и 2099, по небу летать дирижамбли, по земле ходить паровые роботы или клокворк автоматоны, а люди щеголять корсетами, фраками, цилиндрами и иже с ними.
Это в классическом стиме. А есть же еще ковбойский, самурайский, футуристический стим, где необязательно фраки и корсеты.
Плюс, реальность стимпанка отличается от реальности бытия в том числе тем, что технологии «дикого электричества» и пара ушли далеко вперед. Турбированные паровозные топки (что мешает нагнетать воздух в топку принудительно, как в горн?) с громадными температурами при компактных размерах. Вентиляция и кондиционирование салонов. Фильтрация выходящего дыма, с дожигом сажи. Жидкое топливо (кто сказал, что газ и нефтепродукты можно жечь только в ДВС? Можно и в топке паровоза!). Портативные паровые устройства на спирту и так далее. Красота и масштабность!
Весьма опечален тем, что сталь редко используют в качестве материала стимпанк-моделей. Сталь и чугун — вот основа любого паровоза и парохода. Медь — теплопроводные элементы. Латунь и дерево — рукоятки управления, приборы и элементы декора. Серебро? Почему бы нет!
Выскажусь немного, с позволения. Мои рассуждения на данную тему таковы:
Стимпанк — это выдумка. Направление научной фантастики. Если это выдумка, то «рулить» вопросом, а именно, определяться в понятиях и границах имеет право автор данного направления. В смысле, кто придумал — тот и главный, а все остальные должны лишь принять правила игры. Но если говорить о Стимпанке как о развивающемся (живом) направлении, то, пожалуй, допустимы некие изменения. Возможно, не совсем ясно выражаюсь, но просто подведу итог: Стимпанк для меня — это данный ресурс. Здесь живые люди развивают, направляют и перенаправляют этот стиль. Если работа сегодня вызывает одобрение — значит это стимпанк в той стадии развития, которой он достиг сегодня.
Нет, фантастика на то и фантастика, чтобы фантазировать, руководствуясь только тем чем обычно писатели руководствуются (здравым смыслом, личными мотивами), а не не отходить от канонов ни на шаг.
Вот стим — а вот не стим? Кто решает-то?
Если есть правила, то кто их придумал, кто проверил, а кто утвердил?
Если нет правил — то как можно отнести или не отнести то или иное произведение, изделие или еще-что к направлению стимпанк?
Какие могут быть аргументы??? Такого не могло быть? где? в вымышленной реальности?
Так вот я и пишу, что если есть автор стимпанка — то в его праве устанавливать правила, а если его нет, и стимпанк развивается сам по себе — то народ решает чему бывать — а чему не бывать. Вот и вся суть моего поста.
Стимпа́нк (или паропа́нк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Возможно, однако, и наличие в произведениях стимпанка большей или меньшей доли элементов фэнтези.
К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы. Элементы стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли, механические роботы — иногда входят в упрощённые сказочные и даже детские произведения.
В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре[1][2].
блекджеком и шлюхамигогглами и аристократами.А на оценку будет влиять и близость выходных, и сезонность посещения сайта и банальная приязнь или неприязнь к мастеру.
А как быть с другими ресурсами?
А вы говорите о стадии развития…
С другой стороны, если вы его так воспринимаете — значит это ваш стимпанк, прочь сомнения! Даёшь каждому по стимпанку! :)
И ведь вы без труда определяете правдоподобность любого сюжета/фильма, нисмотря ни на что.
Вы это можете выразить одним словом — верю или не верю!
Стимпанк, пожалуй, это ретроспективный взгляд на будущее, то есть на сегодняшний день, из мира ограниченного викторианской эпохой, совпавшей с расцветом паровых технологий. Это другая историческая ветвь развития человечества, начавшаяся в эру паровых машин.
Но паровыми технологиями не ограничивается полная картина мира.
Стимпанк — это не представления людей викторианской эпохи о возможном развитии технологий. Это окно в параллельный мир на сегодняшний день, и каждый из нас, заглянувший в это окно, пытается рассказать о этом мире, в силу своих способностей и возможностей.
Здесь все средства хороши и каждый увидит и расскажет по своему, будь то художник, музыкант, фотограф, режиссёр, писатель, дизайнер и т.д.
А сам уголь и пар никуда и не девались. Европа отапливается углём. А самая современная ядерная электростанция принципиально не отличается от парового двигателя.
Для меня стимпанк — техно-ретро -футуризм(если иначе), эстетизация механизмов периода пара — все это прежде всего стиль изобразительный, хоть начинался официально он с литературы…
механизмы 19 века отличаются от современных прежде всего тем что их создатели, отдавая должное функциональности, думали и о эстетике тоже… да и сама эстетика была другая…
В наше время, когда приоритет функциональности превратился в абсолют, даже здесь на стимпанкере не редко услышишь заявления «что за глупые украшалки, они же функции мешают!»…
А вообще, смысл стимпанка, во многом, состоит в изобретении не реальных, но красивых машин, и вещей… вроде этого
2. Явные изображения двигателей — артефактов. Непонятные плавники-рули за кормой (может там скрываются водомётные сопла?) Или колесо — пропеллер на палубе одного из них? Мускульная сила или кристаллы энергетического силикагеля?
В общем, фантазия уводит в неведомые дали…
И НЕ ФАКТ, что это, не современный разводняк!
КРАСИВО ФИЛ, Придумаем что это СТИМ! (КТО ДОКАЖЕТ, ЧТО НЕТ!?).....:)(шутку понял, но и удержаться НЕ смог!)
В общем, что я хочу сказать… По мне, так стимпанк это просто нестандартный, современный подход к стилю, паровым технологиям прошлого и всему что с ними связано. А спорить на эту тему можно бесконечно долго и каждый всё равно останется при своём скромном ИМХО :)
Тогда выведем простую формулу:
Стимпанк — нестандартный (авторский) подход к паровым технологиям! И всё!!!
Ни слова о материалах и стилях…
К тому же звучит как-то мудрёно, взаимо-исключающе, по буржуйски! :)
Но мы обременённы школьной базой физики, химии и тп., а те фантазёры видели мир другим.
Их фантазии были чище (сказочнее что ли), а мы лишь сочетаем одно знание с другим! :)
По теме мысли
«Steam» в слове «стимпанк» означает не только пар, сколько уровень развития технологий, от которых отталкивается альтернативное развитие техники в стим-панк сеттинге.
Т.е. наш паровоз — это нифига не стимпанк. А вот восьмицилиндровый — вполне.
И вся прелесть как раз в развитии фантазии на тему (со здравым смыслом, разумеется):
-как изменится дизайн автомобилей, когда вместо ДВС придумали бы компактный удобный паровой агрегат?
-для чего еще смогут использовать силу пара, волшебство передач цепных, шестерёночных, ленточных?
-как будут выглядеть аэропорты, когда основным воздушным транспортом будут аэростаты, а не самолеты, да и сами аэростаты?
-сюда же и тесла…
-как будет выглядеть одежда, останется ли она на уровне венецианства, изменится ли, или будет смесь? С рабочими одеждами понятно — комбинезон практичен, гогглы защищают, кожаный фартух, перчатки тоже, вряд ли они сильно изменятся.
-что будет с социальным строем? Будет ли отдельная каста «заклинателей пара» — техников?
И т.д. и т.п.
Но с такой философией мы далеко зайдём! :)
Чтобы не ломать копий впредь, — не открыть ли нам серию топиков, под общим названием «Мой стимпанк» (название черновое).
И пусть каждый желающий создаст свой топик, напишет о своём стимпанке, как он его видит, с картинками, суждениями и предпочтениям.
Я готов, но только после завершения конкурса «Время».
Скажем я хочу выступить в защиту нетрадиционных материалов в стимпанке, я делаю топик, аргументирую свою позицию, показываю работы и тп. То есть делаю всё, чтобы полно представить своё видение стимпанка…
А с комментариями не всё так просто, подчас они беспорядочно разбросаны по всей странице. Я свои-то комментарии не всегда нахожу, приходится листать туда-сюда. :)
А уж в комментариях к топику можно и подискутировать! :)
Я даже не подозревал о такой функции.
Думаю, что понятие стиля можно вычеркнуть из словаря! Ибо сказано:
нестандартный подход к паровым технологиям!
Конечно в моих словах много иронии, но я искренне считаю, что не может быть одного стиля, иначе останутся только краники да шестерни а собирать все эти радости будут слесаря, а не художники, коими мы все себя видим.
Для других — часовщик, сидящий за настройкой автоматона-дворецкого под светом газового рожка в уютной лаборатории на чердаке графского замка. Для третьих — путешественник, выбравшийся из космического снаряда вместе со своим спутником и слугой среди венерианских джунглей.
Довольно продолжительное время назад был пост про то как человек сам салфетки вяжет кружевные… заклевали автора. Грешен — сам не понял. А ведь и это — стим. Может же и «капитан Немо» расслабиться и повязать салфетки в перерывах между подвигами на дне морском.
З.Ы. Про вязание скажу так: когда в госпитале валялся — вязать научился, дабы от скуки не свихнуться. Маме свитер подарил, она гордилась…
Я бы добавил к пару ещё и высокоточную механику, но это лишь моё мнение и ни чего более! :)
А вообще-то должно быть простое и доходчивое определение стимпанка, без всяких допусков. Не может быть такого, что явление есть, а определения ему нет — нонсенс! :)
Нестандартный подход к паровым технологиям и живая (в смысле без эл.моторов) механика. Сейчас возмутятся сторонники Теслы и Стирлинга! :)))))
цилиндр в Греции жарковато носить… поэтому он его в руках держал, и здесь не видно…