Камера большого формата собственными руками.

Решил выложить небольшой ворклог о создании моей камеры большого формата, посредством которой я делал снимки в последние пару лет, в частности и на этом мероприятии steampunker.ru/blog/7811.html, о котором писал раньше.

Итак все по порядку.

Камера большого формата собственными руками.
Предистория.
После того как я познакомился с амбротипией, точнее узнал о таком методе, встала задача приобретения соответсвующей камеры. начались поииски, вариантов по-началу было не много купить или… сделать, но сделать я не мог, так как нехватало теоритических знаний. В итоге камера почти сама нашла меня) Я нашел ее у соседа, мы произвели бартер и я получил Фотокамеру дорожную (ФКД) 13х18 см.
Начался процесс. Со временем, я понял что мне хочется чего-то большего. Со временем — это с изучением теории о камерах большого формата и мыслями сделать оную самому.
В инете я нашел замечательнейший сайт http://home.online.no/~gjon/camerabuilders.htm где нашел исчерпывающую информацию на свои вопросы.

Сначала я сделал штатив для ФКД http://fejin.livejournal.com/9611.html  — это был своеобразный подготовительный этап, а потом приступил и к самой камере.

Камеру решил делать монорельсовую, как по мне оптимальный вариант для начала. Более проста в конструкции и соответсвенно в реализации.

Теперь пойдут сухие фото и коментарии.
Общие чертежи с размерами:
Камера большого формата собственными руками. (Фото 2)
по клику большой размер.
На скане все рисунки пронумерованы — цифры обведены в кружок, ниже будут даваться ссылки на эти рисунки с соответсвующим номером.

На рис 1. детали основного скелета: сам монорельс, рогатки (2-ве штуки) к которым будут крепиться перед и задник камеры, крепления рогаток к монорельсу — 2 штуки, и одно крепление монорельса к штативу. Оно весьма массивное, потому как общий вес камеры достаточно большой и необходима четкая фиксация.
Камера большого формата собственными руками. (Фото 3)
Камера большого формата собственными руками. (Фото 4)
Это крепление состоит из железки изогнутой буквой П. Далее был сделан деревянный держатель мнорельса, который вставляется в эту железку и прикручивается шурупами.
Встает вопрос как крепится это дело к штативу.
Камера большого формата собственными руками. (Фото 5)
Было это реализованно следующим образом. У некоторых штативов есть съемная часть, которая прикручивается к фотоаппарату и позволяет затем легким движением установить фотоаппарат на штатив. На этой съемной части есть болт, который вкручивается в камеру. На каждой камере, есть место куда вкручивается этот болт. Я взял старую поломанную фотокамеру Ломо, отрезал ее низ, где как раз находился соотвествующий разъем, вмонтировал ее в деревянный держатель монорельса, при помощи стамески, эбоксидки и некоторых усилий. И прикрутил деревянную часть к железной, тоже смазав места состыковки эбоксиной смолой. Получилось очень крепко. Последний штрих, прикрутил съемную часть со штатива, к получившемуся креплению.

Рогатки и держатели для них это в принципе самое простое что можно сделать в камере, ничего сложного:
Камера большого формата собственными руками. (Фото 6)
их я делал в первую очередь.

Самое ответсвенное было в заднике рис.2 и рис.5. Необходимо было добится следующих точностей:
— касета должна входить максимально плотно. Задняя часть куда вставляется касета — рис.2
Камера большого формата собственными руками. (Фото 7)
Камера большого формата собственными руками. (Фото 8)
Камера большого формата собственными руками. (Фото 9)
Также после вставки касеты между ней и задней панелью не должен проходить свет, для этого на места состыковки по периметру была проклеена ворсистая ткань
Камера большого формата собственными руками. (Фото 10)

Нижеследующее для рис.5
— расположить матовое стекло таким образом, чтобы проэцируемое на него изобраджение точно также проэцировалось и на пластину в касете, не выше, не ниже. Делал я под свои имеющиеся касеты от ФКД (тут уже необходимо смотреть на те касеты которые у вас есть, если кто-то будет делать сам).
Камера большого формата собственными руками. (Фото 11)
Камера большого формата собственными руками. (Фото 12)
Камера большого формата собственными руками. (Фото 13)
— третье и самое важное. Если во втором пункте шла речь о расположении матового стекла вертикально и горизонтально, то в конце необходимо расположить его в глубину ровно настолько же насколько оно утоплено в касете. Чтобы не получилось так, что при проэкции изображение на матовое стекло вы настраиваете поле резкости на глазах портретируемого, а при вставке касеты, эмульсионный слой уходил от настроенной плоскости на 1-2 мм вперед или назад и в итоге плоскость резкости будет совсем другая уходить вперед или назад.

Передняя панель для объектива рис.3.
Камера большого формата собственными руками. (Фото 14)
В месте состыковки с объективной панелью проклеена все таже ворсистая ткань, с обратной стороны черной бумагой.
Камера большого формата собственными руками. (Фото 15)

Камера почти готова, остался мех. Но как оказалось это не так просто. Делал я его трижды и только на третий раз он удовлетворил меня своими характеристиками. Опять же как его делать можно найти на указанном в начеле сайте. Но в итоге сделал по своему, взяв оттуда основу. Первые разы я делал из тонкого кожзама, на который наклеивал картонные ребра, но результат меня не порадовал, так как его толщина в сжатом состоянии была слишком большой, да и особой эластичностью он не отличался.
И я решил сделать его просто из картона,

Камера большого формата собственными руками. (Фото 16)
а края, места сгибов проклеил тонкой плащевой тканью,
Камера большого формата собственными руками. (Фото 17)
Камера большого формата собственными руками. (Фото 18)
Камера большого формата собственными руками. (Фото 19)
искал такую которая светонепроницаема. Нашел которая даже была прорезинена.
После того как был сделан мех, были изготовлены квадраты рис.4, к которым он приклеивался.
Камера большого формата собственными руками. (Фото 20)

Камера большого формата собственными руками. (Фото 21)

При сборке эти квадраты вставляются в переднию и заднию панель, вставляются очень плотно.

Вот собственно и все. Если у кого какие вопросы задавайте. Возможно что-то упустил и надо более детального объяснения.
И напоследок, камера в действии
Камера большого формата собственными руками. (Фото 22)

Добавлю еще несколько фотографий, на фотографиях самый первый вариант, на котором еще было слабовато крепление камеры к штативу, в ворклоге выше, этот недочет исправлен, но на общую конструкцию камеры это никак не повлияло. Также в итоговом варианте заменены фиксаторы объективной и задней панелей с деревянных на пластиковые:
Камера большого формата собственными руками. (Фото 23)

Камера большого формата собственными руками. (Фото 24)

Камера большого формата собственными руками. (Фото 25)

Камера большого формата собственными руками. (Фото 26)

Камера большого формата собственными руками. (Фото 27)

43 комментария

avatar
круто, про линзу не нашел упоминаний
avatar
Вы надеетесь, что автор и линзы шлифовал? И сегодня для большого формата выпускают высококачественные объективы.Преимущества большого формата без хорошего объектива
не реализовать, а преимуществ этих много.
avatar
Да, как отметил vvvkotvvv линзы я сам не делал и не шлифовал, это пока за технической гранью для меня, да собственно и не стремлюсь. Если же говорить про то какие использую, то это объективы для большого формата И-51 (Индустар) и ВРО-3-150, второй реже из-за меньшей светосилы. В принципе то в эту камеру можно вставить любой подходящий объектив для камер большого формата.
avatar
Приятно посмотреть на реализованную мечту. Которая еще и приносит радость уже год.
А можно выложить сюда любимый снимок сделанный этой камерой? (Даже если уже публиковался тут. Желательно в большом разрешении.)
avatar
В какой-то степени все снимки которые я делаю мною любимы))
Могу выложить в принципе пару как примеры)
avatar
Вот парочка (если что сори за размер):



avatar
Может, отдельным постом экспозицию таких кадров разместите? Право слово — весьма интересно!
avatar
Есть два поста у меня в журнале:
steampunker.ru/blog/4713.html
steampunker.ru/blog/7811.html
которые касаются темы сего ресурса, т.к. не по теме выкладывать не хочется. Этот пост тоже косвенно но затрагивает соответсвующию тематике эпоху.
Остальное вы можете увидеть у меня в жж: fejin.livejournal.com/
avatar
Так увлекли, да ссылками заманили, только сегодня плюс поставил! :)
Вообще химию сам никогда не делал, сам аппарат делал тщательно- Лингофу в пику.
Есть у меня стеклянные дореволюционные пластинки, так на них вода на первом плане
резкая, копыто бегущей лошади. Видел кадр — брызги воды поднявшиеся над бортом лодки, и резко!!!
Всегда удивлялся, там дата 1905 год, как это снимали?
Не так давно попался материал по платинотипии- очень интересно, в Москве для этого
химию продают!
avatar
Всегда удивлялся, там дата 1905 год, как это снимали?
— А чего удивляться? А так называемая камера-обскура («объектив» в виде точечного прокола в шторке) — вообще теоретически дает бесконечное поле резкости. Правда, при светосиле, стремящейся к нулю, но это не суть :-)
avatar
«Правда, при светосиле, стремящейся к нулю, но это не суть „
Это БОЛЬШАЯ суть, при светосиле, стремящейся к нулю, чувствительность фотоматериала должна стремиться к бесконечности :)

Суть вопроса Вы не поняли. Проблема резкости движущихся объектов не в области свойств объектива, кроме одного- как раз светосилы.
Первое условие- короткая выдержка, второе- высокая чувствительность фотоэмульсии, ну и светосила объектива.
Спасает хорошая освещенность, но тут, что солнышко даст.
Известно, что фотоматериалы были с низкой чувствительностью, объективы с низкой светосилой поэтому выдержка была такой длинной, что голову зажимали в деревянные тиски, что бы резкой вышла.
Вот и удивительно волна на реке не в тисках, а резко!!!
avatar
Ну, чувствительность фотоматериалов, как раз-таки позволяла. Это сейчас нам по описаниям в книжках кажется, что раз написано — «зажимали голову в тиски», то значит, именно так все и зажимали, пока на цифровые камеры не перешли :-))) А на самом деле, прогресс шел очень быстро. От «медленных» и малочувствительных фотоматериалов, до «быстрых» прошло всего лет 10-15.
avatar
«Это часто наблюдается на снимках тех, кто ушел в иной мир
Есть мнение, что это — техника съёмки и материалы. В 19-м веке пациента фотографа приходилось фиксировать, чтобы не шевелился: выдержка могла составлять пару часов на ярком солнце.
Но глазки-то — шевелились.»
-из свидетельств специалистов, мы обсуждаем время около 1900 года, а не предцифровой период пленочной фотографии.
avatar
Выдержка пару часов на ярком солнце — это на что же снимали? Знаю что в даггеротипную эру была сенсацией съемка по оному процессу Исакиевского собора «всего» за 25 мин. Вот только оптики не упомню какой это делали, скорее всего пинхолом.
avatar
Вы про какое время говорите?
Штатив для головы вообще штука не лишняя, особенно когда выдержка 6 сек(на амбротипе с хорошим светом), а бывало что портреты на даггеротип снимали, а это минут 40 сидения в одной позе.
Что же касается объективов, то, как писал, еще в середине 19 века была оптика со светосилой 3,2
avatar
Чего же тут такого — амбротип в 1852 году изобрели, примерно тогда же и «быстрые» линзы типа Пецваля появились.
Карл Булла в 19 веке снимал с «мобильным светом».
А в 1905 кажется уже пленка была, или ее аналог на стекле, с хорошим ИСО и тп.

Платинотипия была очень популярна в конце 19 века, тем паче что платина была очень дешевая(дешевле серебра). Но и сейчас есть энтузиасты и химия продается. Правда грамм платиновых солей стоит примерно 400р.
avatar
ИСО при подобном процессе составляет всего 0,7 (!!!) — что требует применения мощнейших осветительных приборов, очень близко расположенных к фотографируемому объекту.
А сегодня 200-800, так ничего удивительного.
avatar
Вы правы, что ИСО при съемке на амбротип составляет примерно меньше 1 единицы. Но чтобы не терять истину, стоит отметить что при съемке на амбротип галогениды серебра (бромиды и йодиды) имеют разную чувствительность к разному диапазону световых волн(пик на ультрафиолетовом свете, которого очень много от солнца, а современная «цифра» даже фильтры одевает от этого диапазона).

А во-вторых кроме амбротипа к 1905 году были и другие процессы, не-мокрые, и, сдается мне, более светочувствительные.
avatar
Бегло посмотрел, что есть в Сети по истории скоростной фотографии. Как я и ожидал, мнения о том, что все было безобразно медленное, и требовало тисков и многоминутных выдержек — мягко говоря, не соответствуют. Уже 1890-м году фотоаппарат начал применяться для фиксации фотофиниша в различных видах спорта типа скачек, гонок и т.п.
А в 1881 году была опубликована фотография… взрыва. Плохонькая по современным меркам, но тем не менее.
Что скажете? :-)
Причем, основным «тормозом прогресса» в деле увеличения скорости, была вовсе не медленная химия светочувствительных материалов. А как раз-таки несовершенная механика — недостаточно скоростные затворы и т.п.
avatar
Появление желатиновых эмульсий и повышение светочувствительности эмульсии привело к снижению длительности экспозиции(из энциклопедии).

Первые фотографии, полученные Тальботом, были сделаны на фотопластинках площадью 6,45 см.кв. Однако его камеру нельзя назвать моментальной, так как требовалось длительное время экспозиции. Напомним: выдержка при съемке у Ньепса (1826 г.) равнялась 8 часам, у Дагерра (1837 г.) – 30 минутам, у Тальбота (1841 г.) – 3 минутам, при мокроколлодионном способе (1851 г.) – 10 секундам.
А мазаное изображение легко получить сегодня на 1/30.
Если взять объектив с фокусным 300 мм, то при съемке с рук рекомендуется выдержка не длиннее 1/300- 1/500. Все очень конкретно, надо поработать с разной техникой в разных условиях
и все проблемы повылезают сами.
avatar
1826 г. — 8 часам, 1837 г. – 30 минут, 1841 г. – 3 минуты, 1851 – 10 секунд…
— Однако, экспонента:-) Если построить график, становится ясно, что примерно к концу 50-х, тиски для фиксации клиента, потеряли всякую актуальность :-)
avatar
А вот это вы зря — что касается студийной фотографии, Амбротипия потеряла свою популярность как раз к этому времени.
В эпоху современности, самая короткая выдержка которую я знаю у Миши Бурлецкого — 2с. При этом света ОЧЕНЬ много (7*105 + 4*84) люминисцентных ламп и светосильный Даллмейер. И даже тут штатив для головы будет не лишний.
Что же говорить о обычных фотографах, у которых выдержки 6-10с, или 50-х годах, когда естественного света было меньше чем сейчас.
А штатив, кстати говоря, не для глаз нужен, а потому что человек не может продолжительное время(даже пару секунд) держать голову ровно. Попробуйте сами и почувствуете колебания туда-сюда(от ударов сердца).
avatar
Вы все про разные процессы говорите :)
Мне в 21 веке такая же выдержка нужна для амбротипа как и в середине 19-го :)
Ньепс и Даггер — Даггеротипия,
Тальбот — скорее всего одноименнная тальбототипия.
1851 — скорее всего Фредерик Скотт Арчер.

Про 1/300 — вы не учитываете формата фотографии, чем больше формат, тем «мазни меньше». на 1/300 для формата 8*10 дюймов мазни будет гораздо меньше, чем на цифровой зеркалке.
avatar
Вы все про разные процессы говорите :)
— Не важно! Когда человек говорит, типа «вы знаете, в те времена все было такое несовершенное, фотоматериалы слабые, клиента в тиски зажимали… — он ведь не по конкретному процессу, а „за фотографию вообще“ говорит? :-)
Значит, и контр-доводы можно приводить без привязки к конкретному процессу. Были во второй половине 19-века успехи фотофиксации быстрых процессов? Были. А по какому процессу — не суть.
avatar
Да, фотографии 900-х годов уже достаточно резки, как раз в силу описаных в этой ветки вещей, т.е. повышение светочувствительности фотоматериала и появления желатиновых эмульсий. А вот на счет объективов, тут может показать только практика, мне бы очень хотелось сделать снимок используя оной 1950-х годов выпуска при прочих общих условиях. Тогда точно можно будет сказать шагнул ли процесс вперед к началу 20-го века в этом направлении.
avatar
Если я правильно понял есть желание поработать объективом 1950-х годов?
Индустар51 был на выставке в 1958 году, значит должен соответствовать…
avatar
Ошибся столетием)) Как раз Индустар у меня есть, как представитель 20-го века, а вот хотелось бы объектив 1850-х годов.
avatar
Теперь понятна мечта, у меня был Zeiss Jena Tessar 13.5cm f/4.5 дореволюционный, в латунном корпусе. С год назад отдал, у меня нет
таких ретро задач, для меня важнее кардан, ну и сделать этот кардан.
Да и маловат для Вас, кроет 4х5.
avatar
На этом фотоаппарате я делаю и снимки 9х12 см, т.е. почти 4х5 дюйма, если заметите, сзади на матовом стекле даже прочерчен прямоугольник соответсвующего размера, как раз для меньшего формата кадров. Для этого я немного переделал касету.
Но дела это уже не меняет, отдали так отдали, думаю объектив попал в хорошие руки)
avatar
Думаю Вам будет интересно,
antiquecameras.net/blog.html

посмотрел парад невест и др., здорово, очень понравились работы.
avatar
Че за пленка?
avatar
Это не пленка, а стекло. Автор в самом начале пишет и дает ссылку на используемый им процесс: амбротипию.
avatar
А, вспомнил, это тот амбротип… амбротипизатор… амбротипограф… короче, вы поняли.
Теперь понятно. Ишь как, амбротипы выкладывал еще когда, а камеру показал только сейчас, негодяй! :)
avatar
Не понял, но смутно знакомое.
Камеру и раньше видно было, просто не было ворклога.
avatar
Для того чтобы показать сначала надо сделать) а после оформить все мысли в буквы, а это порой сделать некогда, а порой лень.
avatar
Хорошая работа, которая действительно не пылится на полке а работает и приносит удовольствие себе и людям! + сюда и в профиль.
avatar
+ за целеустремлённость
avatar
Крайне впечатлило! +
avatar
Хороши и топик и комментарии! :)
avatar
Хватает ли веса штатива для съемок на улице? (мою здорово мотает на ветру — забиралась на крышу, штатив такой же)
Мне показалось что соединение рогаток на 1 шуруп, ввинченый в торец, несколько ненадежно, что скажете?
Мех для советских камер делался из «бутерброда» ткани (например ситец или более плотный сатин) и бумаги. Хорошую черную бумагу можно добыть в упаковках с форматной пленкой — если ей обернуть лампочку, свет не пропускает.
Еще вопрос: можно ли на вашей камере поменять кадр с вертикального на горизонтальный? (простите если не увидела в описании, интересно это будет узнать)
avatar
Веса нового штатива вполнех хватает, новый это тот который вы можете увидеть на самой верхней фотографии. Его я приобрел на замену старому, который можно увидеть на самых нижних фото. Собственно после преобретения штатива я и переделал крепление монорельса к штативу. Если вы посмотрите они разные на первой и последних фотографиях.
На старом штативе имело место быть шатание камеры даже при небольшом ветре или даже в помещении при снимании объективной крышки во время съемки. Это был сильный недочет. Сейчас же камера довольно статична, небольшой ветер не помеха. В помещении вобще никаких проблем.

Рогатки проклеены, а шуруп для более жесткой стяжки и дополнительной фиксации. Они достаточно крепки, относительно шуруба боковую планку рогатки не повернуть.

За конструкцию меха спасибо. Может быть руки дойдут и попробую реализовать. Думаю если бумагу заклеить полностью тканью, то мех будет обладать большей износоустойчивостью, но меньшей эластичностью. В любом случае надо пробывать. Сейчас мне хочется сделать именно «мягкий» мех.

Черную бумагу из под упаковок фотобумаги я как раз использовал для проклейки внутрених частей камеры. Вот на этом img-fotki.yandex.ru/get/6500/192745209.0/0_9802b_7ef8f375_L.jpg фото хорошо видно. На счет использования ее для меха… я думал но тогда надо много склеивать, я же в худ.маге купил лист А1 черной матовой бумаги из которой сделал цельный мех, который был склеен в одной точке, точнее по линии.

В камере нет возможности менять кадр с вертикального на горизонтальный. Когда делал думал над этим, но в реализации этой функции были проблемы. Идеи были две:
1. объективна панель остается в своем положении, задняя панель поворачивается на 90 градусов.
2. поворачиваются на 90 градусов обе панели. Причем поворот происходит за счет откручивания фксаторов, поворота всей конструкции: объективная панель, мех, задняя панель и фиксация в новом положении при помощи тех же закруток. Но для этого необходимо было сделат ьзадник тоже квадратным и на каждой грани сделать резьбу под фиксаторные болты.
В итоге я отказался от двух идей, т.к. решил что пока мне это не столь жизненно необходимо, т.е. довольно сложно в технической реализации. А на крайний случай я просто смогу повернуть камеру на 90 градусов на штативе))

Сейчас же я планирую сделать еще одну камеру, в долгосрочной перспективе, в которой будут усовершенствованы некоторые детали + она как раз будет иметь эту фнкцию — поворот задней панели в горизонтальное положение.
avatar
насчет меха — он получается довольно жесткий, если использовать склейку бумаги и ткани — ткань дает износоустойчивость, бумага — держит форму, как вариант — очень тонкий кожзам (не всегда можно найти) + с обратной стороны приклеивается ткань — такая конструкция хорошо держит форму ребер.
avatar
Приятная вещь,(осуществленная)воплощённая идея, функционал! +
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.