Камера большого формата собственными руками.
Решил выложить небольшой ворклог о создании моей камеры большого формата, посредством которой я делал снимки в последние пару лет, в частности и на этом мероприятии steampunker.ru/blog/7811.html, о котором писал раньше.
Итак все по порядку.
Предистория.
После того как я познакомился с амбротипией, точнее узнал о таком методе, встала задача приобретения соответсвующей камеры. начались поииски, вариантов по-началу было не много купить или… сделать, но сделать я не мог, так как нехватало теоритических знаний. В итоге камера почти сама нашла меня) Я нашел ее у соседа, мы произвели бартер и я получил Фотокамеру дорожную (ФКД) 13х18 см.
Начался процесс. Со временем, я понял что мне хочется чего-то большего. Со временем — это с изучением теории о камерах большого формата и мыслями сделать оную самому.
В инете я нашел замечательнейший сайт http://home.online.no/~gjon/camerabuilders.htm где нашел исчерпывающую информацию на свои вопросы.
Сначала я сделал штатив для ФКД http://fejin.livejournal.com/9611.html — это был своеобразный подготовительный этап, а потом приступил и к самой камере.
Камеру решил делать монорельсовую, как по мне оптимальный вариант для начала. Более проста в конструкции и соответсвенно в реализации.
Теперь пойдут сухие фото и коментарии.
Общие чертежи с размерами:
по клику большой размер.
На скане все рисунки пронумерованы — цифры обведены в кружок, ниже будут даваться ссылки на эти рисунки с соответсвующим номером.
На рис 1. детали основного скелета: сам монорельс, рогатки (2-ве штуки) к которым будут крепиться перед и задник камеры, крепления рогаток к монорельсу — 2 штуки, и одно крепление монорельса к штативу. Оно весьма массивное, потому как общий вес камеры достаточно большой и необходима четкая фиксация.
Это крепление состоит из железки изогнутой буквой П. Далее был сделан деревянный держатель мнорельса, который вставляется в эту железку и прикручивается шурупами.
Встает вопрос как крепится это дело к штативу.
Было это реализованно следующим образом. У некоторых штативов есть съемная часть, которая прикручивается к фотоаппарату и позволяет затем легким движением установить фотоаппарат на штатив. На этой съемной части есть болт, который вкручивается в камеру. На каждой камере, есть место куда вкручивается этот болт. Я взял старую поломанную фотокамеру Ломо, отрезал ее низ, где как раз находился соотвествующий разъем, вмонтировал ее в деревянный держатель монорельса, при помощи стамески, эбоксидки и некоторых усилий. И прикрутил деревянную часть к железной, тоже смазав места состыковки эбоксиной смолой. Получилось очень крепко. Последний штрих, прикрутил съемную часть со штатива, к получившемуся креплению.
Рогатки и держатели для них это в принципе самое простое что можно сделать в камере, ничего сложного:
их я делал в первую очередь.
Самое ответсвенное было в заднике рис.2 и рис.5. Необходимо было добится следующих точностей:
— касета должна входить максимально плотно. Задняя часть куда вставляется касета — рис.2
Также после вставки касеты между ней и задней панелью не должен проходить свет, для этого на места состыковки по периметру была проклеена ворсистая ткань
Нижеследующее для рис.5
— расположить матовое стекло таким образом, чтобы проэцируемое на него изобраджение точно также проэцировалось и на пластину в касете, не выше, не ниже. Делал я под свои имеющиеся касеты от ФКД (тут уже необходимо смотреть на те касеты которые у вас есть, если кто-то будет делать сам).
— третье и самое важное. Если во втором пункте шла речь о расположении матового стекла вертикально и горизонтально, то в конце необходимо расположить его в глубину ровно настолько же насколько оно утоплено в касете. Чтобы не получилось так, что при проэкции изображение на матовое стекло вы настраиваете поле резкости на глазах портретируемого, а при вставке касеты, эмульсионный слой уходил от настроенной плоскости на 1-2 мм вперед или назад и в итоге плоскость резкости будет совсем другая уходить вперед или назад.
Передняя панель для объектива рис.3.
В месте состыковки с объективной панелью проклеена все таже ворсистая ткань, с обратной стороны черной бумагой.
Камера почти готова, остался мех. Но как оказалось это не так просто. Делал я его трижды и только на третий раз он удовлетворил меня своими характеристиками. Опять же как его делать можно найти на указанном в начеле сайте. Но в итоге сделал по своему, взяв оттуда основу. Первые разы я делал из тонкого кожзама, на который наклеивал картонные ребра, но результат меня не порадовал, так как его толщина в сжатом состоянии была слишком большой, да и особой эластичностью он не отличался.
И я решил сделать его просто из картона,
а края, места сгибов проклеил тонкой плащевой тканью,
искал такую которая светонепроницаема. Нашел которая даже была прорезинена.
После того как был сделан мех, были изготовлены квадраты рис.4, к которым он приклеивался.
При сборке эти квадраты вставляются в переднию и заднию панель, вставляются очень плотно.
Вот собственно и все. Если у кого какие вопросы задавайте. Возможно что-то упустил и надо более детального объяснения.
И напоследок, камера в действии
Добавлю еще несколько фотографий, на фотографиях самый первый вариант, на котором еще было слабовато крепление камеры к штативу, в ворклоге выше, этот недочет исправлен, но на общую конструкцию камеры это никак не повлияло. Также в итоговом варианте заменены фиксаторы объективной и задней панелей с деревянных на пластиковые:
Итак все по порядку.
Предистория.
После того как я познакомился с амбротипией, точнее узнал о таком методе, встала задача приобретения соответсвующей камеры. начались поииски, вариантов по-началу было не много купить или… сделать, но сделать я не мог, так как нехватало теоритических знаний. В итоге камера почти сама нашла меня) Я нашел ее у соседа, мы произвели бартер и я получил Фотокамеру дорожную (ФКД) 13х18 см.
Начался процесс. Со временем, я понял что мне хочется чего-то большего. Со временем — это с изучением теории о камерах большого формата и мыслями сделать оную самому.
В инете я нашел замечательнейший сайт http://home.online.no/~gjon/camerabuilders.htm где нашел исчерпывающую информацию на свои вопросы.
Сначала я сделал штатив для ФКД http://fejin.livejournal.com/9611.html — это был своеобразный подготовительный этап, а потом приступил и к самой камере.
Камеру решил делать монорельсовую, как по мне оптимальный вариант для начала. Более проста в конструкции и соответсвенно в реализации.
Теперь пойдут сухие фото и коментарии.
Общие чертежи с размерами:
по клику большой размер.
На скане все рисунки пронумерованы — цифры обведены в кружок, ниже будут даваться ссылки на эти рисунки с соответсвующим номером.
На рис 1. детали основного скелета: сам монорельс, рогатки (2-ве штуки) к которым будут крепиться перед и задник камеры, крепления рогаток к монорельсу — 2 штуки, и одно крепление монорельса к штативу. Оно весьма массивное, потому как общий вес камеры достаточно большой и необходима четкая фиксация.
Это крепление состоит из железки изогнутой буквой П. Далее был сделан деревянный держатель мнорельса, который вставляется в эту железку и прикручивается шурупами.
Встает вопрос как крепится это дело к штативу.
Было это реализованно следующим образом. У некоторых штативов есть съемная часть, которая прикручивается к фотоаппарату и позволяет затем легким движением установить фотоаппарат на штатив. На этой съемной части есть болт, который вкручивается в камеру. На каждой камере, есть место куда вкручивается этот болт. Я взял старую поломанную фотокамеру Ломо, отрезал ее низ, где как раз находился соотвествующий разъем, вмонтировал ее в деревянный держатель монорельса, при помощи стамески, эбоксидки и некоторых усилий. И прикрутил деревянную часть к железной, тоже смазав места состыковки эбоксиной смолой. Получилось очень крепко. Последний штрих, прикрутил съемную часть со штатива, к получившемуся креплению.
Рогатки и держатели для них это в принципе самое простое что можно сделать в камере, ничего сложного:
их я делал в первую очередь.
Самое ответсвенное было в заднике рис.2 и рис.5. Необходимо было добится следующих точностей:
— касета должна входить максимально плотно. Задняя часть куда вставляется касета — рис.2
Также после вставки касеты между ней и задней панелью не должен проходить свет, для этого на места состыковки по периметру была проклеена ворсистая ткань
Нижеследующее для рис.5
— расположить матовое стекло таким образом, чтобы проэцируемое на него изобраджение точно также проэцировалось и на пластину в касете, не выше, не ниже. Делал я под свои имеющиеся касеты от ФКД (тут уже необходимо смотреть на те касеты которые у вас есть, если кто-то будет делать сам).
— третье и самое важное. Если во втором пункте шла речь о расположении матового стекла вертикально и горизонтально, то в конце необходимо расположить его в глубину ровно настолько же насколько оно утоплено в касете. Чтобы не получилось так, что при проэкции изображение на матовое стекло вы настраиваете поле резкости на глазах портретируемого, а при вставке касеты, эмульсионный слой уходил от настроенной плоскости на 1-2 мм вперед или назад и в итоге плоскость резкости будет совсем другая уходить вперед или назад.
Передняя панель для объектива рис.3.
В месте состыковки с объективной панелью проклеена все таже ворсистая ткань, с обратной стороны черной бумагой.
Камера почти готова, остался мех. Но как оказалось это не так просто. Делал я его трижды и только на третий раз он удовлетворил меня своими характеристиками. Опять же как его делать можно найти на указанном в начеле сайте. Но в итоге сделал по своему, взяв оттуда основу. Первые разы я делал из тонкого кожзама, на который наклеивал картонные ребра, но результат меня не порадовал, так как его толщина в сжатом состоянии была слишком большой, да и особой эластичностью он не отличался.
И я решил сделать его просто из картона,
а края, места сгибов проклеил тонкой плащевой тканью,
искал такую которая светонепроницаема. Нашел которая даже была прорезинена.
После того как был сделан мех, были изготовлены квадраты рис.4, к которым он приклеивался.
При сборке эти квадраты вставляются в переднию и заднию панель, вставляются очень плотно.
Вот собственно и все. Если у кого какие вопросы задавайте. Возможно что-то упустил и надо более детального объяснения.
И напоследок, камера в действии
Добавлю еще несколько фотографий, на фотографиях самый первый вариант, на котором еще было слабовато крепление камеры к штативу, в ворклоге выше, этот недочет исправлен, но на общую конструкцию камеры это никак не повлияло. Также в итоговом варианте заменены фиксаторы объективной и задней панелей с деревянных на пластиковые:
43 комментария
не реализовать, а преимуществ этих много.
А можно выложить сюда любимый снимок сделанный этой камерой? (Даже если уже публиковался тут. Желательно в большом разрешении.)
Могу выложить в принципе пару как примеры)
steampunker.ru/blog/4713.html
steampunker.ru/blog/7811.html
которые касаются темы сего ресурса, т.к. не по теме выкладывать не хочется. Этот пост тоже косвенно но затрагивает соответсвующию тематике эпоху.
Остальное вы можете увидеть у меня в жж: fejin.livejournal.com/
Вообще химию сам никогда не делал, сам аппарат делал тщательно- Лингофу в пику.
Есть у меня стеклянные дореволюционные пластинки, так на них вода на первом плане
резкая, копыто бегущей лошади. Видел кадр — брызги воды поднявшиеся над бортом лодки, и резко!!!
Всегда удивлялся, там дата 1905 год, как это снимали?
Не так давно попался материал по платинотипии- очень интересно, в Москве для этого
химию продают!
Это БОЛЬШАЯ суть, при светосиле, стремящейся к нулю, чувствительность фотоматериала должна стремиться к бесконечности :)
Суть вопроса Вы не поняли. Проблема резкости движущихся объектов не в области свойств объектива, кроме одного- как раз светосилы.
Первое условие- короткая выдержка, второе- высокая чувствительность фотоэмульсии, ну и светосила объектива.
Спасает хорошая освещенность, но тут, что солнышко даст.
Известно, что фотоматериалы были с низкой чувствительностью, объективы с низкой светосилой поэтому выдержка была такой длинной, что голову зажимали в деревянные тиски, что бы резкой вышла.
Вот и удивительно волна на реке не в тисках, а резко!!!
Есть мнение, что это — техника съёмки и материалы. В 19-м веке пациента фотографа приходилось фиксировать, чтобы не шевелился: выдержка могла составлять пару часов на ярком солнце.
Но глазки-то — шевелились.»
-из свидетельств специалистов, мы обсуждаем время около 1900 года, а не предцифровой период пленочной фотографии.
Штатив для головы вообще штука не лишняя, особенно когда выдержка 6 сек(на амбротипе с хорошим светом), а бывало что портреты на даггеротип снимали, а это минут 40 сидения в одной позе.
Что же касается объективов, то, как писал, еще в середине 19 века была оптика со светосилой 3,2
Карл Булла в 19 веке снимал с «мобильным светом».
А в 1905 кажется уже пленка была, или ее аналог на стекле, с хорошим ИСО и тп.
Платинотипия была очень популярна в конце 19 века, тем паче что платина была очень дешевая(дешевле серебра). Но и сейчас есть энтузиасты и химия продается. Правда грамм платиновых солей стоит примерно 400р.
А сегодня 200-800, так ничего удивительного.
А во-вторых кроме амбротипа к 1905 году были и другие процессы, не-мокрые, и, сдается мне, более светочувствительные.
А в 1881 году была опубликована фотография… взрыва. Плохонькая по современным меркам, но тем не менее.
Что скажете? :-)
Причем, основным «тормозом прогресса» в деле увеличения скорости, была вовсе не медленная химия светочувствительных материалов. А как раз-таки несовершенная механика — недостаточно скоростные затворы и т.п.
Первые фотографии, полученные Тальботом, были сделаны на фотопластинках площадью 6,45 см.кв. Однако его камеру нельзя назвать моментальной, так как требовалось длительное время экспозиции. Напомним: выдержка при съемке у Ньепса (1826 г.) равнялась 8 часам, у Дагерра (1837 г.) – 30 минутам, у Тальбота (1841 г.) – 3 минутам, при мокроколлодионном способе (1851 г.) – 10 секундам.
А мазаное изображение легко получить сегодня на 1/30.
Если взять объектив с фокусным 300 мм, то при съемке с рук рекомендуется выдержка не длиннее 1/300- 1/500. Все очень конкретно, надо поработать с разной техникой в разных условиях
и все проблемы повылезают сами.
— Однако, экспонента:-) Если построить график, становится ясно, что примерно к концу 50-х, тиски для фиксации клиента, потеряли всякую актуальность :-)
В эпоху современности, самая короткая выдержка которую я знаю у Миши Бурлецкого — 2с. При этом света ОЧЕНЬ много (7*105 + 4*84) люминисцентных ламп и светосильный Даллмейер. И даже тут штатив для головы будет не лишний.
Что же говорить о обычных фотографах, у которых выдержки 6-10с, или 50-х годах, когда естественного света было меньше чем сейчас.
А штатив, кстати говоря, не для глаз нужен, а потому что человек не может продолжительное время(даже пару секунд) держать голову ровно. Попробуйте сами и почувствуете колебания туда-сюда(от ударов сердца).
Мне в 21 веке такая же выдержка нужна для амбротипа как и в середине 19-го :)
Ньепс и Даггер — Даггеротипия,
Тальбот — скорее всего одноименнная тальбототипия.
1851 — скорее всего Фредерик Скотт Арчер.
Про 1/300 — вы не учитываете формата фотографии, чем больше формат, тем «мазни меньше». на 1/300 для формата 8*10 дюймов мазни будет гораздо меньше, чем на цифровой зеркалке.
Значит, и контр-доводы можно приводить без привязки к конкретному процессу. Были во второй половине 19-века успехи фотофиксации быстрых процессов? Были. А по какому процессу — не суть.
Индустар51 был на выставке в 1958 году, значит должен соответствовать…
таких ретро задач, для меня важнее кардан, ну и сделать этот кардан.
Да и маловат для Вас, кроет 4х5.
Но дела это уже не меняет, отдали так отдали, думаю объектив попал в хорошие руки)
antiquecameras.net/blog.html
посмотрел парад невест и др., здорово, очень понравились работы.
Теперь понятно. Ишь как, амбротипы выкладывал еще когда, а камеру показал только сейчас, негодяй! :)
Камеру и раньше видно было, просто не было ворклога.
Мне показалось что соединение рогаток на 1 шуруп, ввинченый в торец, несколько ненадежно, что скажете?
Мех для советских камер делался из «бутерброда» ткани (например ситец или более плотный сатин) и бумаги. Хорошую черную бумагу можно добыть в упаковках с форматной пленкой — если ей обернуть лампочку, свет не пропускает.
Еще вопрос: можно ли на вашей камере поменять кадр с вертикального на горизонтальный? (простите если не увидела в описании, интересно это будет узнать)
На старом штативе имело место быть шатание камеры даже при небольшом ветре или даже в помещении при снимании объективной крышки во время съемки. Это был сильный недочет. Сейчас же камера довольно статична, небольшой ветер не помеха. В помещении вобще никаких проблем.
Рогатки проклеены, а шуруп для более жесткой стяжки и дополнительной фиксации. Они достаточно крепки, относительно шуруба боковую планку рогатки не повернуть.
За конструкцию меха спасибо. Может быть руки дойдут и попробую реализовать. Думаю если бумагу заклеить полностью тканью, то мех будет обладать большей износоустойчивостью, но меньшей эластичностью. В любом случае надо пробывать. Сейчас мне хочется сделать именно «мягкий» мех.
Черную бумагу из под упаковок фотобумаги я как раз использовал для проклейки внутрених частей камеры. Вот на этом img-fotki.yandex.ru/get/6500/192745209.0/0_9802b_7ef8f375_L.jpg фото хорошо видно. На счет использования ее для меха… я думал но тогда надо много склеивать, я же в худ.маге купил лист А1 черной матовой бумаги из которой сделал цельный мех, который был склеен в одной точке, точнее по линии.
В камере нет возможности менять кадр с вертикального на горизонтальный. Когда делал думал над этим, но в реализации этой функции были проблемы. Идеи были две:
1. объективна панель остается в своем положении, задняя панель поворачивается на 90 градусов.
2. поворачиваются на 90 градусов обе панели. Причем поворот происходит за счет откручивания фксаторов, поворота всей конструкции: объективная панель, мех, задняя панель и фиксация в новом положении при помощи тех же закруток. Но для этого необходимо было сделат ьзадник тоже квадратным и на каждой грани сделать резьбу под фиксаторные болты.
В итоге я отказался от двух идей, т.к. решил что пока мне это не столь жизненно необходимо, т.е. довольно сложно в технической реализации. А на крайний случай я просто смогу повернуть камеру на 90 градусов на штативе))
Сейчас же я планирую сделать еще одну камеру, в долгосрочной перспективе, в которой будут усовершенствованы некоторые детали + она как раз будет иметь эту фнкцию — поворот задней панели в горизонтальное положение.