Стимпанк для олуха или помощь писателю
Добрый день (вечер, ночь, утро) дорогие любители стимпанка. Не бейте, не браните ибо я в тематике полный олух и как таковой ею не увлекаюсь, однако(!) меня всегда привлекал этот антураж и вот, несколько месяцев назад, начав разработку романа, я решил, что в нем непременно должны присутствовать стимпанк-элементы. Дабы никого не вводить в заблуждение, особенно себя самого, скажу пару слов о своей задумке.
Действие романа будет разворачиваться во времена стилизованные под начало 20-го века в России и других европейских странах (Англия, Италия и пр.). Главные персонажи будут принадлежать к высшим и средним классам (дворянство, духовенство, армия), но будут и представители низшего сословия. А теперь при чем здесь стимпанк? Элементы стимпанка должны присутствовать в основном в жизни пролетариата и армии (в количестве таком, чтобы все же нельзя было бы назвать этот мир, миром стимпанка, т.к. таковым он и не является по задумке); у высших классов эти элементы должны мелькать ещё реже, как некая диковина (если дама явится на бал в ожерелье в стиле стимпанк, а не в классическом из драгоценных камней, это будет воспринято обществом как нечто смелое и даже вульгарное). Однако в предметах быта стимпанк в высшем обществе может присутствовать чуть в большей степени — в качестве дорогих вещей, например: протез подобного рода будет являться роскошью, печатная машинка, усовершенствованная и стилизованная под стимпанк, револьвер, портсигар и т.п. Т.е. получается, что качество вещей будет соответствовать статусу владельца. Так вот вопрос: как вписать стимпанк в антураж мира ненавязчиво, какие предметы из мира стимпанка были бы в жизни этих людей обязательно, а какие нет; как, описывая тот или иной предмет, дать понять, что он в антураже стимпанка (та же печатная машинка или револьвер). Вы наверняка читали разную художественную литературу и знаете, как определяется стимпанк предмет, если мир изначально не полностью стилизован под направление? Всем кто поможет, заранее спасибо))
Кому интересно, некоторые главы есть здесь.
Действие романа будет разворачиваться во времена стилизованные под начало 20-го века в России и других европейских странах (Англия, Италия и пр.). Главные персонажи будут принадлежать к высшим и средним классам (дворянство, духовенство, армия), но будут и представители низшего сословия. А теперь при чем здесь стимпанк? Элементы стимпанка должны присутствовать в основном в жизни пролетариата и армии (в количестве таком, чтобы все же нельзя было бы назвать этот мир, миром стимпанка, т.к. таковым он и не является по задумке); у высших классов эти элементы должны мелькать ещё реже, как некая диковина (если дама явится на бал в ожерелье в стиле стимпанк, а не в классическом из драгоценных камней, это будет воспринято обществом как нечто смелое и даже вульгарное). Однако в предметах быта стимпанк в высшем обществе может присутствовать чуть в большей степени — в качестве дорогих вещей, например: протез подобного рода будет являться роскошью, печатная машинка, усовершенствованная и стилизованная под стимпанк, револьвер, портсигар и т.п. Т.е. получается, что качество вещей будет соответствовать статусу владельца. Так вот вопрос: как вписать стимпанк в антураж мира ненавязчиво, какие предметы из мира стимпанка были бы в жизни этих людей обязательно, а какие нет; как, описывая тот или иной предмет, дать понять, что он в антураже стимпанка (та же печатная машинка или револьвер). Вы наверняка читали разную художественную литературу и знаете, как определяется стимпанк предмет, если мир изначально не полностью стилизован под направление? Всем кто поможет, заранее спасибо))
Кому интересно, некоторые главы есть здесь.
19 комментариев
Это если бы книжка была по Второй Мировой, то да — «сведущие» сказали бы, что: «бритвы такого-то вида тогда еще не выпускали», а "коммандир роты не отдавал приказ напрямую каждому рядовому".
А тут — фантастика. Да даже во многих фантастических сеттингах есть какие-то каноны. «Сведущие» в LotR скажут вам, что «Фродо не мог кинуть ботинком в лягушку, т.к. хоббиты ботинки не носили», а «повесить табличкуна угол двери Бильбо не могли, т.к. у хоббитов были круглые двери». В стиманке же нет канонов. Есть книги-предтечи, есть книги Верна и других, но они не единственные. В Аркануме вон вообще техника и магия.
Есть тут у нас поговорка такая «стимпанк у каждого свой». Вот напишите вы книгу, 6 из 10 читателей скажут что да, шестиствольный револьвер — это стимпанк, в 4-ро скажут что нет, т.к. такие и в нашем мире были. И что? :)
Так стимпанк и так ненавязчиво вписан в мир альтернативной Земли, где история пошла по другому. Вы думаете, стимпанк-мир — это мир ходячих домов и гиганстких дирижаблей? Не обязательно. Он может быть и такой как вы описываете — от викторианского отличаться только наличием механических протезов (стимпанк-печатных машинок и портсигаров, ожерелий) у единиц.
И он тоже будет стимпанком-миром. Вашим миром.
Могу ответить только на вот этот вопрос (и то только так как вижу его я, но не обязательно так увидят 4 из 10 читателей):
Принцип такой: предмет должен быть фантастическим, ибо стимпанк- это фантастика. Но фантастическим не в смысле лазеров-бластеров, а в том смысле что обычный житель нашей Земли его не мог видеть никогда. Если герой книги попадает в стимпанк-мир из нашего или схожего мира — то все эти револьверы, портсигары, печатные машинки он опишет словами «диковинный», «странный», «невиданный», «непонятный», «немыслимый». Например: «Штиц достал из кобуры странный револьвер — он был похож на обычный, но сверху на нем были детали непонятного назначения, которые постоянно крутились, щёлкали и светились красным. Выстрел был похож не на хлопок, а на шипение, в сторону оппонента устремилась не обычная пуля, а некий красный росчерк, оставляя искрящийся след. Пуля прошила насквозь толстый чугунный столб, оставив красные, оплывающие края» или "Капитан заметно прихрамывал. Опустив глаза, Джон увидел что ниже колена ноги у Морриса нет, нога заканчивалась диковинным протезом, который состоял из металлических пружин, пластин, шестеренок и тросов. При ходьбе все это двигалось, вращалось и скрипело. Но тем не менее, равновесие капитан держал отлично, и если бы не прихрамывание — протез похоже полностью заменял своими функциями ногу."
А уж какими технологиями ограничиваться (паровой привод, механика шестерёночных передач, тесла, алхимия, боевая химия) — решать вам. Думаю, вы вкратце уже загуглили «что такое стимпанк», все остальное — чисто ваша фантазия. Традиционно ограничиваются технологиями той эпохи, т.е. никаких ДВС, электроники и т.п. Но опять же — фантазия безгранична. Что если в стимпанк мире изобретут ДВС или компьютер? Он перестанет быть стимпанк? Да ладно, вокруг такое буйство механики, что реальной Земле и не снилось. И будут поначалу ездить автомобили рядом с паровыми экипажами и механическими мулами. А боинги мимо гигантских дирижаблей-домов. А потом альтернативный Ленин построит комунизм, и вуаля — автоматоны с калашами и красной звездой на лбу. А рядом рядовые в кирзаках, шинелях, противогазах и с паровыми ракетницами в руках. Вот она — сила фантастики.
Если угодно, можно и не звать это стимпанком, однако из всех направлений, стимпанк более прочих направлений выражает мысль, которая будет в это вложена.
steampunker.ru/blog/art/
steampunker.ru/blog/steampoems/
Могу только согласиться. В любом случае упор в произведении будет сделан не на стили и направления, а на чувство эпохи и человеческую чувственность. Все прочее лишь ширма=) По возможности обязательно выделю время и прочту то, что Вы указали в ссылке.
P.S. Что касается выбора стимпанка как части антуража, то на это меня вдохновила первая личная встреча с представителями стиля на первом ЭвриКоне (человеком под ником Zero Nosuch со своей спутницей)
P.S. Основная идея произведения зародилась независимо от этого=)
Чтобы было еще понятнее: где граница между «фантастическим произведением» и «произведением с элементами фантастики»? :)
Капитулирую))) И правда — границы почти нет. С другой стороны собственное произведение в целом, я бы отнес к фантастике, при том что основные события лежат ближе в альтернативной истории (которая и сама фантастика!). В общем, Вы, конечно, правы.
А что касается «какие предметы из мира стимпанка были бы в жизни этих людей обязательно, а какие нет» — это только вам знать ;)
Как написал Vovka_BC:
В чем прав Vovka_BC, так это в том что конкретные решения вы можете принять только самостоятельно.Однако попробую привести пример подходов…
Если взять любой предмет, и сделать его многофункциональным, сохраняя аутентичные матерьялы, не забывая про эстетизацию и украшательство механики и механизмов… примерно оно и получится.....;))
те будет уже не просто печатная машинка, у нее вырастет какая то бутыль странной формы на красивом(!) кронштейне для постоянной дозаправки чернил, на другом кронштейне хитрой формы фонарь и (или) еще кронштейн с зеркалом для перенаправления света из тусклого окна на печатаемый лист, отдельный механизм для постоянной подачи бумаги
кроме того непосредственно в машинке остро необходимы хитрым образом открывающиеся, ящички для хранения концелярских принадлежностей, ну и конечно должна быть как минимум одна(лучше несколько )секретная клавиша, рычаг, кнопка.
Секреты могут быть разные, от еще одного уж совсем тайного ящичка с цианидом или бриллиантами, до выдвижных, стреляющих револьверов, пушек, пружинных ножей и игл с ядом… Не говоря уже о секретном механизме включающем самостоятельное печатание, что бы можно было уйти или просто перекурить а жена или секретарша, или наоборот начальник слышали звук работы, а столешница, конечно переворачивается и там уже не печатная машинка, а швейная, со своим набором доп функций, а если перевернуть столешницу еще раз — уже фонограф,,,,, ну и тд итп......;))
и так с любым предметом…
Это и хорошо. Чем больше услышу, тем вероятнее составлю свое представление о том, что мне нужно.
И спасибо за примеры=)