Цеппелины - от проекта до ...

Хочу показать Вам сегодня сборную фотохронику жизни дирижаблей от рождения до катастрофы эксплуатации.
На примере американских цеппелинов серии USS ZRS-4 таких как Akron и Macon, в1923- 1929-го годах на верфях Goodyear-Zeppelin Airdock.

Цеппелины - от проекта до ...
Это кстати их командиры — Lt. Cdr. Herbert V.Wiley и Cdr. Alger H. Dresel

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 2)

Если кто-то считает, что дирижабль — это просто мешок с газом в виде сосиски, к которой подвешена кабина… тот мягко говоря, ошибается. Внутренняя структура «сосиски» весьма сложна и замысловата. Традиционно, через весь баллон проходит сквозная балочная ферма, к которой крепятся кольца подобно рёбрам жесткости через каждые 15 метров.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 3)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 4)

Вот так например выглядели эти кольца с растяжками у «Гинденбурга» (слева) и у «Акрона» (справа). Не правда-ли — очень сложно для «просто сосиски»?

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 5)

А так выглядели изнутри «хвосты» дирижаблей

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 6)

Кстати, изначально нижняя часть «хвостового оперения» проектировалась гораздо более низкой по отношению к баллону. Сказывался стереотип морских килей, когда корабли становятся более устойчивыми в полёте плавании. Но впоследствии здравый смысл перевесил традицию. Т.к. длинный «киль» более подвержен поломке в близи к земле и несколько раз приводил к катастрофам более ранние конструкции дирижаблей. Кроме того, более короткий хвост легче контролировать из кабины. Было решено отказаться от жёсткого крепления к специальному опорному кольцу передней кромки хвостового «плавника», как это было сделано у немецких цеппелинов с их крестообразной конструкцией хвоста. В виду того, что передняя кромка хвоста подвергалась огромным аэродинамическим нагрузкам в полёте — её прикрепили к промежуточным (достаточно более подвижным) кольцам. Потому она могла несколько смещаться под нагрузкой, не подвергая риску сломать весь хвост.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 7)
В хвосте находилась система сброса-забора балластной воды, которую дирижабли набирали в замен отработанному топливу.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 8)

Вот рекламный проспект-чертёж того времени.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 9)

Кроме того, 3 смотровых тоннеля для обслуживания этой сложной конструкции проходили по «дну» баллона и пересекались с кольцевыми тоннелями через каждые 25 метров протяжённости баллона. Конечно они были изолированы от внутреннего обьёма, т.к. Дышать водородом, как и гелием, человек так и не научился :)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 10)

А вот так это выглядит на стадии сборки в ангаре. Интересно, сколько человек пострадало, свалившись с этих лестниц?

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 11)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 12)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 13)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 14)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 15)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 16)

Для движения прпотив ветра и боковых маневров применялись 560-сильные двигатели Maybach VL-2

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 17)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 18)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 19)

Применение невзрывоопасного гелия позволило располагать силовые установки близко к борту, а то и утапливать их внутрь баллона. Это усложняло процесс охлаждения двигателя и отвод выхлопных газов, но позволяло свести к минимуму разбалансировку вдоль киля аппарата и улучшало аэродинамику в целом.
Сами пропеллеры на довольно длинных консолях выносились от коруса, что позволяло поворачивать их по нескольким осям и использовать как для основного хода, так и для сложных такелажных маневров. Теоретически, аппарат можно было развернуть на 360 градусов на «пятачке».

«Акрон» использовался и был оборудован как «авиаматка». Воздушный авианосец с креплением аэропланов на выносных консолях и ремонтная база внутри. Перед вылетом пилот садился в биплан, после чего консоль выдвигалась из внутреннего ангара под килем цеппелина. Авиатор запускал двигатель и сцепка отпускала аппарат, после чего он уже мог действовать самостоятельно.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 20)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 21)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 22)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 23)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 24)

О внутреннем устройстве гондолы много распространяться не буду. Различные аппараты для различных целей имели конечно-же различные интерьеры. Вот примеры внутренних помещений пассажирского «Гинденбурга». Внутреннее убранство и предоставляемый пассажирам комфорт не сравним с условиями внутри военно-транспортных цеппелинов типа «Акро».
План-чертёж пассажирской гондолы (предположительно «Гинденбург»)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 25)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 26)

Капитанский мостик.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 27)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 28)

Пассажирский салон.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 29)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 30)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 31)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 32)

Рубка связиста.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 33)

Но не зависимо, от того — был ли это роскошный круизный авиалайнер, или — авианосец военного назначения… кормили там отменно :))

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 34)

Обратили внимание, на сколько ажурными сделаны металлические балки, около которых стоит повар?
Просто кружева металлические. И всё для снижения веса конструкции.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 35)

Для внешней инспекции уже готового аппарата, а так-же для посадки на борт, применялись высоченные «причальные башни». Как наземные…

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 36)

Инспекторы лезут на борт :)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 37)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 38)

Так и морского базирования.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 39)

И всё-же эти красавцы падали…
Череда катастроф (самой известной для нас — катастрофа «Гинденбурга») привела к тому, что " небесные левиафаны " прекратили свой короткий век, человек на долго отказался от их изготовления.

LZ-4 (August 5, 1908)
LZ-6 (September 14, 1910)
LZ-12/Z-III (June 17, 1912)
LZ-10 Schwaben (June 28, 1912)
Akron (July 2, 1912)
LZ-18/L-2 (October 17, 1913)
LZ-30/Z-XI (May 20, 1915)
LZ-40/L-10 (September 3, 1915)
SL-6 (November 10, 1915)
LZ-52/L-18 (November 17, 1915)
LZ-31/L-6 and LZ-36/L-9 (September 16, 1916)
LZ-53/L-17 and LZ-69/L-24 (December 28, 1916)
SL-9 (March 30, 1917)
LZ-102/L-57 (October 7, 1917)
LZ-87/LZ-117, LZ-94/L-46, LZ-97/L-51, and LZ-105/L-58 (January 5, 1918)
LZ-104/L-59 (April 7, 1918)
Wingfoot Air Express (July 21, 1919)
R-38/ZR-II (August 23, 1921)
Roma (February 21, 1922)
Dixmude (December 21, 1923)
R101 (October 5, 1930)
LZ-129 Hindenburg (May 6, 1937)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 40)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 41)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 42)

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 43)

Ну и наконец — знаменитый кадр катастрофы, поставившей жирный крест на дальнейшем существовании авиа-монстров легче воздуха.

Цеппелины - от проекта до ... (Фото 44)

42 комментария

avatar
Траффик! :))
avatar
Думаю, что эта статья пригодится и художникам-теоретикам и простым пользователям в познавательных целях.
avatar
Тема в точку +… как раз работаю над картинй с данной тематикой… в ближайшее время… выдам… что получится конечно.
avatar
Замечательная подборка! А может еще и доживем до второго витка спирали.Монгольфьеры у нас тут барражируют каждые выходные в хорошую погоду.Один полет в среднем 100 евро. Дирижабли пока только служебные.Полиция, спасатели и т.д.Но надежда есть.Ходят упорные слухи о постройке аппарата типа дирижабль для туристов.
avatar
Спасибо, интересно и познавательно, +.
avatar
+. Ну просто стирается грань между нашей и альтер.реальностью (Steampunk).
avatar
О Гинденбурге смотрел несколько док фильмов, очень интересно!
Просто кружева металлические. И всё для снижения веса конструкции., снизить вес и не потерять жёсткость конструкции!
Хорошая статья.+
avatar
Спасибо за отзывы. Старался. На самом деле, материала много и по строительству ангаров для цеппелинов и по самолётам и по самим цеппелинам. Просто не хотел утомлять Вас. Да и ограничение по колл-ву знаков в статье не даёт.
avatar
Ходят упорные слухи о постройке аппарата типа дирижабль для туристов, насколько я в курсе, уже несколько стран пытаются разработать «сверх»грузоподъёмный дирижабль для доставки негабаритных(тяжёлых) конструкций(и т.д.)в отдалённые районы, в горы, в…. Дёшево и сердито(доставка)! :)
avatar
Насколько известно уже разрабатываются дирижабли для вывода на околоземную орбиту космических шатлов.
Уже есть например солнечный дирижабль HALE-D, которой призван заменить некоторые виды спутников
www.novate.ru/files/u4755/lockheed-halo-1.jpg
www.novate.ru/files/u4755/lockheed-halo-2.jpg
Так что нас еще ждет эра левиафанов, выглядеть они будут правда немного по другому, станут более безопасные и лучше управляемые.
avatar
Спасибо, что не поленились :)
Очень интересно и познавательно. +
avatar
Песня о дирижабле.

На широкие равнины,
на советские,
прилетают цеппелины.
Все немецкие.

Опираяся на трости,
на точеные,
из кабин выходят гости.
Все ученые.

Подают небрежно руку —
подзадоривают;
про германскую науку.
Разговаривают.

На любой вопрос ответят.
С выражением!
полюбуйтесь-ка, мол, этим.
Достижением!

только мы во всяком деле.
Виды видывали.
Мы стояли да глядели,
да прикидывали:

по пятерке, по десятке,
да по рублику, —
это сколько же, ребятки,
на республику?

соберется денег много —
дело честное.
Нам откроется дорога.
Поднебесная.

Полетим тогда и сами,
будем странствовать.
Над полями, над лесами,
над пространствами.

Будем, словно на картинке,
поворачивать —
и дороги, и тропинки.
Укорачивать.

По заоблачным транзитам.
Переправимся.
И в германию с визитом.
Мы заявимся.

Мы заявимся и скажем.
С уважением:
полюбуйтесь, мол, и нашим.
Достижением!

Михаил Исаковский, 1930 год.
  • Arin
  • +5
avatar
Хорошая подборка! Где-то в дачной библиотеке имеется книга «Цеппелины на войне», там поразительный факт, как мало цеппелинов погибло от вражеского огня-просто единицы, в разы больше разбилось от аварий и погодных условий...! Плюс.
avatar
Гибель «Гинденбурга».

avatar
… дцать минут и вся конструкция уже дотлевала, а сил и времени вложенно уйма.
avatar
Диво, как «ништяк» (в хорошем смысле слова) :)! +
  • Trou
  • 0
avatar
Краса и гордость фашистской Германии — «Гинденбург» заслуживает отдельной статьи… писать?





Для сравнения размеры цеппелина и Боинга -707.
avatar
Да
avatar
Писать!
avatar
Спасибо!+-ще Интересная статья получилась, понравились собранные «скелеты».
avatar
Ну Filimon, СПАСИБО!!! Я как раз в завершающей стадии «проекта» Прилетная башня, в общем я на правильном пути, но на месяца полтора раньше мне бы эти фотки...+
avatar
На здоровье! :)
Извиняюсь, что раньше не выложил. Материала куча, а времени нет :(
avatar
У меня ситуация примерно та же, и времени ни фига, да и не волоку я особо…
avatar
Спасибо за статью)+
Фотография с лестницами напугала — вспомнила как сама вместе со стремянкой рухнула во время развески. Бедные… как же они так работали…
  • Alza
  • 0
avatar
Начал писать топик по «Гинденбургу» и понял, что в одну статью ни как не уложусь. Минимум 2-, а то и 3-части интересного материала выходит (даже если пропускать и сокращать). Оно Вам нужно?
avatar
Натурально! Оно же интересно!
avatar
Про «Гинденбург» все всё знают...:)Гораздо интереснее получить от Вас статьи о становлении воздухоплавания… о германских цеппелинах до- военного периода и военного времени… о различиях «морских» и «сухопутных» цеппелинов тех лет, о способах применения, воспоминания пилотов и членов команды, леденящие душу истории о ночных бомбардировках врага, о не лёгкой работе штурманов по прокладке ночью точного курса на цель… и т. д.:))) Ждём-с с нетерпением!:)))
avatar
Значит не нужно про «Гинденбург»? А я первую часть написал… :(
avatar
Интересно было бы узнать о диверсии приведшей к гибели «Гинденбурга», о исполнителях и заказчиках...:)))
avatar
Есть и подробный план очагов возгорания «негорючего» цеппелина.
avatar
По истории возникновения авиации в России занимательная статья

foto.potrebitel.ru/data/4/22/p150twen.shtml
avatar
:)Спасибо! Однако почему-то в статье всё начинается с 1904 г.19-Й век полностью проигнорирован, а уже 18 июля 1803 г. генерал С.Л. Львов поднимался на В.Ш.И уже в1804г. 30июня академик Я.Д.Захаров летал на русском в.шаре с научными целями! Нет гениальных русских изобретателей-воздухоплавателей, как то: Н.М.Соковнина, Д.И.Менделеева(да-да, он самый!)Ф.И.Никитина, Н.Архангельского, Черносвитова, Юдина, Третесского, К.И.Константинова, И.И.Ерковского, я уже и не говорю, про Н.Е. Жуковского!!! Даже не упомянута русская концепция «Воздушных локомотивов»! И не уточняется, что ВВС России начались в 1890г.!:)))
avatar
Кстати! Думаю многие были бы разочарованы полетом на дирижабле.Тут разница как лететь на Боинге или на СЛА типа «мотодельта».Кто пилотировал, тот меня поймет.Или пример попроще, путешествие на круизном лайнере или небольшой яхте.
avatar
Господам capitan, RostMironov, SO65LO и kiber0 выслал ссылку на 1-часть.
avatar
А МНЕ?! :(((
avatar
:)Увы, Фёдор Михайлович, только для «умников»...:))))
avatar
Даа, «плоская шея» ему засела в память… :)
avatar
Джентельмены интересовались, а Вам любезнейший, я подумал — «по барабану»…
avatar
:)Благодарствуйте!:) Только что-то ссылочка у меня нерабочая, хотя вполне догадываюсь что там...:)))
avatar
Ну зачем же удалять. Что написано пусть будет…
avatar
Да, вы что-блин, с таким интересом прочитал.Продолжение то будет?
  • AlD
  • +1
avatar
Всенепременно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.