"Мамонтова камера"
Ранним ярким весенним утром 1900 года большой гужевой фургон подъехал к мастерской Чикагского производителя камер Дж. А. Андерсона. Его новое произведение, самая большая в мире камера была готова к погрузке. Потребовалось 15 мужчин, чтобы загрузили её в фургон. После этого фургон компании Chicago & Alton Railway Station проехал в Брайтонский Парк, приблизительно в 6 милях от города. Там 900-фунтовую камеру выгрузили и несли четверть мили к подходящему месту. Под руководством проектировщика камеры, Джорджа Р. Лоуренса en.wikipedia.org/wiki/George_R._Lawrence, была сделана фотография поезда, а сам он вошёл в историю мировой фотографии.
!["Мамонтова камера"](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/fe627c.jpg)
Немного предистории…
Компания «Chicago & Alton Railway» построила специальный поезд для обеспечения скоростного маршрута от Чикаго до Сент-Луиса и хотела запечатлеть сие многострадальное творение в веках :). Г-н Чарлтон (один из директоров компании) полагал, что их поезд был самым солидным (комфортабельным, быстрым, технологически совершенным и … вообще самым-самым) в мире на тот момент. Вот и решил он заиметь фотографию (этого самого-самого) — шести длинных Пульмановских спальных вагонов, локомотива, тендера и всего остального.
«На ковёр» вызвали штатного фотографа компании и поставили задачу: фотография 8 футов длиной для «Alton Limited.» Фотограф почесал тыковку и объяснил, что поезд придётся сфотографировать частями, которые потом необходимо склеить в одну во время процесса печати. При этом, фотограф не умолчал и о том, что такая фотография не получит абсолютной правдивости перспективы, и о том, что стыки не возможно при склейке убрать полностью.
!["Мамонтова камера" (Фото 2)](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/c98a33.jpg)
Но директора компании не хотели ничего и слышать о трудностях склейки и перспективе. Они построили безупречный поезд, для которого потребовали безупречную фотографию и это должна быть фотография по крайней мере 8 футов длиной. Фотограф уверил их в своей беспомощности в вопросе, за что «получил по тыковке» … и был отправлен «подумать». The Chicago & Alton Railway, дали г-ну Лоуренсу, их фотографу, карт-бланш, чтобы сделать такую камеру.
!["Мамонтова камера" (Фото 3)](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/412d09.gif)
Огромный фотоаппарат был изготовлен Дж. А. Андерсоном из Чикаго. Потребовалось два с половиной месяца, чтобы его построить.Корпус фотокамеры из массива вишни. Позади камеры установлен видоискатель. Конечно это был не сложный видоискатель как у современных «зеркалок». Просто пара рамок из обычного матового стекла (из полупрозрачного целлулоида) Раздвижная станина приблизительно 20 футов длиной (когда полностью раскрыта) с возможностью регулируемого движения (подвижная передняя и задняя часть).
Мехи сделаны из тяжелой прорезиненной ткани, каждый сгиб которых усилен деревянными рейками, 1/4 дюйма толщиной. Изнутри мехи обтянуты плотным черным холстом для двойной защиты от проникновения света. Сорок галлонов клея пошли на изготовление и 500 футов древесины чтобы укрепить их. Мехи разделены на четыре секции, каждая поддерживается рамкой, установленной на маленьких колесах, которые двигаются по направляющим. Держатель пластины несколько отличается от тех, к которым мы привыкли. Каждый ролик 3/8 дюймов толщины закрыт тремя слоями светостойкого материала. Держатель пластины установлен на ролике шарикоподшипника. По словам очевидцев — механника аппарата изготовлена с такой тщательностью и точностью, что двигать мехи и настраивать аппарат мог бы даже ребёнок. Это при том, что вес камеры составляет 900 фунтов, а в комплекте с гигантской пластиной весом 500 фунтов — общая масса 1 400 фунтов.
Фотографы-любители, предпочитающие работать с фотоаппаратами (не цифровыми конечно, а использующих «аналоговый» носитель :) очень хорошо знают об уродливых пятнах, вызванных крупинками пыли на фотоплёнке или фотопластинах. Вы представляете, какой проблемой это было для таких гигантских фотоаппаратов, как эта камера? Но и эта проблема была решена самым изобретательным способом.
После долгого путешествия держатель пластины может быть вычищен вполне легко оператором, закрытым (!) в камере. Держатель отводился назад, мехи растягивали, в боковой стенке открывалась дверка и оператор проходил внутрь с щеткой из верблюжьей шерсти, дверь закрывалась, в помещении включали свет, а человек внутри камеры принимался за чистку (на линзе красный светофильтр пропускал достаточно света для манипуляций по чистке). После чистки всё повторялось в обратном порядке.
Пластины для этой гигантской камеры являются также самыми большими когда-либо произведенные в истории фотографии. Они сделаны в Сент-Луисе и покрыты фоточувствительным составом полностью вручную. Для изготовления одной пластины необходимо было 5 галлонов состава и 8 человек. Каждая изохроматическая пластинка, изготовленная The Cramer Company of St Louis стоила $1600. Компания Bausch and Lomb Optical Company of Rochester выпустила два объектива для этой камеры, по патентам Zeiss.
!["Мамонтова камера" (Фото 4)](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/6baa5f.jpg)
Первый — широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 5.5 фута (1700мм), второй объектив, которым и была сделана фотография поезда, представлял собой rectilinear с фокусным расстоянием 10 футов (3048 мм). Камера транспортировалась на плоском грузовой платформе, для перевозки там, где не было железнодорожной колеи, использовался специально изготовленный фургон.
!["Мамонтова камера" (Фото 5)](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/f72fe0.jpg)
Для каких же целей была построена фотокамера 5000$ ценой? Между прочим, за такие деньги можно было купить приличный дом.
Дело в том, что Chicago & Alton Railway действительно гордились своим поездом, а в это время проходила Парижская выставка 1900 года. Так вот, вместо того, чтобы отправлять весь поезд во Францию, Chicago & Alton Railway решила, что стоимость создания огромной фотографии будет более экономически выгодным. Три фотографии были изготовлены и посланы в Париж. Они были предназначены для выставки в Правительственном здании Соединенных Штатов, железнодорожной выставки, и фотографической секции.
Это, как полагали хозяева камеры и паровоза — было исключительной честью, потому что никакая другая выставка не получила такой огласки и рекламы в широкой аудитории. Однако, заявление, что фотография была изготовлена с использованием одной фотопластины было встречено скептически. Никто в Париже никогда не слышал о камере, способной к созданию таких больших пластин (они были почти три раза больше размером самых больших известных пластин). Даже показания под присягой, данные Лоуренсом и чиновниками Chicago & Alton Railway, были подвергнуты сомнению. французский Консул в Нью-Йорке был послан Чикаго, чтобы проверить существование камеры вообще и наблюдать ее работу в частности. Его положительный отчет удовлетворил сомнения в умах управления Выставкой, и это привело в конечном счете к решению присудить Лоуренсу ' Приз для Лучшего фотографа в мире'.
Лоуренс нашел свою нишу. Он фотографировал большие группы людей и объемные пространства, будучи вне конкуренции благодаря ряду изобретений. Он получил несколько новых составов порошка для вспышек и усовершенствовал принципы использования электричества для получения искусственного света. В 1899 году он получил специальный приз Американской ассоциации фотографов за свои достижения в области освещения. Опыты с синхронизацией вспышки не прошли для Лоуренса даром. Его лаборатория регулярно оглашалась взрывами, в результате одного из них он почти оглох на правое ухо. Другой взрыв был так силен, что Раймонд, маленький сын Джорджа, вылетел из окна!
К своим знаменитым опытам с воздушными змеями Лоуренс пришел не сразу. Он уже много лет делал панорамные фотографии с высоты, но использовал для этого высокие лестницы, здания и воздушные шары, на которых поднимался в воздух сам. Среди оборудования Лоуренса была телескопическая мачта из дерева и проволоки длиной около 200 футов, с помощью которой он поднимал камеру.
!["Мамонтова камера" (Фото 6)](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/b81f1a.jpg)
!["Мамонтова камера" (Фото 7)](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/15c7c1.jpg)
!["Мамонтова камера" (Фото 8)](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/fe0235.jpg)
Вот эта фотография пехотного полка просто потрясает. При увеличении отдельных фрагментов можно получить фотографические портреты каждого из солдат. Не превзойдённое качество и по нынешним временам. И ни какого «цифрового зума» и ни каких искажений! :)
!["Мамонтова камера" (Фото 9)](//steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/9e4fc5.jpg)
!["Мамонтова камера"](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/fe627c.jpg)
Немного предистории…
Компания «Chicago & Alton Railway» построила специальный поезд для обеспечения скоростного маршрута от Чикаго до Сент-Луиса и хотела запечатлеть сие многострадальное творение в веках :). Г-н Чарлтон (один из директоров компании) полагал, что их поезд был самым солидным (комфортабельным, быстрым, технологически совершенным и … вообще самым-самым) в мире на тот момент. Вот и решил он заиметь фотографию (этого самого-самого) — шести длинных Пульмановских спальных вагонов, локомотива, тендера и всего остального.
«На ковёр» вызвали штатного фотографа компании и поставили задачу: фотография 8 футов длиной для «Alton Limited.» Фотограф почесал тыковку и объяснил, что поезд придётся сфотографировать частями, которые потом необходимо склеить в одну во время процесса печати. При этом, фотограф не умолчал и о том, что такая фотография не получит абсолютной правдивости перспективы, и о том, что стыки не возможно при склейке убрать полностью.
!["Мамонтова камера" (Фото 2)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/c98a33.jpg)
Но директора компании не хотели ничего и слышать о трудностях склейки и перспективе. Они построили безупречный поезд, для которого потребовали безупречную фотографию и это должна быть фотография по крайней мере 8 футов длиной. Фотограф уверил их в своей беспомощности в вопросе, за что «получил по тыковке» … и был отправлен «подумать». The Chicago & Alton Railway, дали г-ну Лоуренсу, их фотографу, карт-бланш, чтобы сделать такую камеру.
!["Мамонтова камера" (Фото 3)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/412d09.gif)
Огромный фотоаппарат был изготовлен Дж. А. Андерсоном из Чикаго. Потребовалось два с половиной месяца, чтобы его построить.Корпус фотокамеры из массива вишни. Позади камеры установлен видоискатель. Конечно это был не сложный видоискатель как у современных «зеркалок». Просто пара рамок из обычного матового стекла (из полупрозрачного целлулоида) Раздвижная станина приблизительно 20 футов длиной (когда полностью раскрыта) с возможностью регулируемого движения (подвижная передняя и задняя часть).
Мехи сделаны из тяжелой прорезиненной ткани, каждый сгиб которых усилен деревянными рейками, 1/4 дюйма толщиной. Изнутри мехи обтянуты плотным черным холстом для двойной защиты от проникновения света. Сорок галлонов клея пошли на изготовление и 500 футов древесины чтобы укрепить их. Мехи разделены на четыре секции, каждая поддерживается рамкой, установленной на маленьких колесах, которые двигаются по направляющим. Держатель пластины несколько отличается от тех, к которым мы привыкли. Каждый ролик 3/8 дюймов толщины закрыт тремя слоями светостойкого материала. Держатель пластины установлен на ролике шарикоподшипника. По словам очевидцев — механника аппарата изготовлена с такой тщательностью и точностью, что двигать мехи и настраивать аппарат мог бы даже ребёнок. Это при том, что вес камеры составляет 900 фунтов, а в комплекте с гигантской пластиной весом 500 фунтов — общая масса 1 400 фунтов.
Фотографы-любители, предпочитающие работать с фотоаппаратами (не цифровыми конечно, а использующих «аналоговый» носитель :) очень хорошо знают об уродливых пятнах, вызванных крупинками пыли на фотоплёнке или фотопластинах. Вы представляете, какой проблемой это было для таких гигантских фотоаппаратов, как эта камера? Но и эта проблема была решена самым изобретательным способом.
После долгого путешествия держатель пластины может быть вычищен вполне легко оператором, закрытым (!) в камере. Держатель отводился назад, мехи растягивали, в боковой стенке открывалась дверка и оператор проходил внутрь с щеткой из верблюжьей шерсти, дверь закрывалась, в помещении включали свет, а человек внутри камеры принимался за чистку (на линзе красный светофильтр пропускал достаточно света для манипуляций по чистке). После чистки всё повторялось в обратном порядке.
Пластины для этой гигантской камеры являются также самыми большими когда-либо произведенные в истории фотографии. Они сделаны в Сент-Луисе и покрыты фоточувствительным составом полностью вручную. Для изготовления одной пластины необходимо было 5 галлонов состава и 8 человек. Каждая изохроматическая пластинка, изготовленная The Cramer Company of St Louis стоила $1600. Компания Bausch and Lomb Optical Company of Rochester выпустила два объектива для этой камеры, по патентам Zeiss.
!["Мамонтова камера" (Фото 4)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/6baa5f.jpg)
Первый — широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 5.5 фута (1700мм), второй объектив, которым и была сделана фотография поезда, представлял собой rectilinear с фокусным расстоянием 10 футов (3048 мм). Камера транспортировалась на плоском грузовой платформе, для перевозки там, где не было железнодорожной колеи, использовался специально изготовленный фургон.
!["Мамонтова камера" (Фото 5)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/f72fe0.jpg)
Для каких же целей была построена фотокамера 5000$ ценой? Между прочим, за такие деньги можно было купить приличный дом.
Дело в том, что Chicago & Alton Railway действительно гордились своим поездом, а в это время проходила Парижская выставка 1900 года. Так вот, вместо того, чтобы отправлять весь поезд во Францию, Chicago & Alton Railway решила, что стоимость создания огромной фотографии будет более экономически выгодным. Три фотографии были изготовлены и посланы в Париж. Они были предназначены для выставки в Правительственном здании Соединенных Штатов, железнодорожной выставки, и фотографической секции.
Это, как полагали хозяева камеры и паровоза — было исключительной честью, потому что никакая другая выставка не получила такой огласки и рекламы в широкой аудитории. Однако, заявление, что фотография была изготовлена с использованием одной фотопластины было встречено скептически. Никто в Париже никогда не слышал о камере, способной к созданию таких больших пластин (они были почти три раза больше размером самых больших известных пластин). Даже показания под присягой, данные Лоуренсом и чиновниками Chicago & Alton Railway, были подвергнуты сомнению. французский Консул в Нью-Йорке был послан Чикаго, чтобы проверить существование камеры вообще и наблюдать ее работу в частности. Его положительный отчет удовлетворил сомнения в умах управления Выставкой, и это привело в конечном счете к решению присудить Лоуренсу ' Приз для Лучшего фотографа в мире'.
Лоуренс нашел свою нишу. Он фотографировал большие группы людей и объемные пространства, будучи вне конкуренции благодаря ряду изобретений. Он получил несколько новых составов порошка для вспышек и усовершенствовал принципы использования электричества для получения искусственного света. В 1899 году он получил специальный приз Американской ассоциации фотографов за свои достижения в области освещения. Опыты с синхронизацией вспышки не прошли для Лоуренса даром. Его лаборатория регулярно оглашалась взрывами, в результате одного из них он почти оглох на правое ухо. Другой взрыв был так силен, что Раймонд, маленький сын Джорджа, вылетел из окна!
К своим знаменитым опытам с воздушными змеями Лоуренс пришел не сразу. Он уже много лет делал панорамные фотографии с высоты, но использовал для этого высокие лестницы, здания и воздушные шары, на которых поднимался в воздух сам. Среди оборудования Лоуренса была телескопическая мачта из дерева и проволоки длиной около 200 футов, с помощью которой он поднимал камеру.
!["Мамонтова камера" (Фото 6)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/b81f1a.jpg)
!["Мамонтова камера" (Фото 7)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/15c7c1.jpg)
!["Мамонтова камера" (Фото 8)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/fe0235.jpg)
Вот эта фотография пехотного полка просто потрясает. При увеличении отдельных фрагментов можно получить фотографические портреты каждого из солдат. Не превзойдённое качество и по нынешним временам. И ни какого «цифрового зума» и ни каких искажений! :)
!["Мамонтова камера" (Фото 9)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/9e4fc5.jpg)
!["Мамонтова камера" (Фото 10)](http://steampunker.ru/uploads/images/00/17/83/2012/05/26/8f8fe3.jpg)
32 комментария
Есть ещё множество интересного материала по старинным фотокамерам, но не хочу утомлять, может потом как-нибудь.
И получилась интирестная джигурда, спасибо фил!:)
www.historiccamera.com/sitemap.html
historiccamera.com/cgi-bin/librarium/pm.cgi?action=display&login=anderson
robroy.dyndns.info/lawrence/mammoth.html
www.chicagoalton1879depot.com/category/blogging
И ещё несколько англоязычных сайтов.
Обидеть норовишь?
оглох на правое ухо, даже такому «мирному» увлечению, как фотография, нужны были «жертвы»! :) +
При Сталине рассажали бы половину инженеров по шаражкам с наказом в две недели изобрести и построить. После того того, как не получилось, всех расстреляли бы за саботаж. И посадили бы вторую половину инженеров, которые в 2 дня все бы изобрели, причем с характеристиками в 2 раза круче, чем по ТЗ. После этого выпустили бы, некоторым бы дали премию, некоторым ордена, а некоторых бы и расстреляли для порядку, а как же…
Российская империя. Все 1902 цветные фотографии: Прокудин-Горский,
сделал в цвете и в объёме по собственной методе на фотоаппарате собственной конструкции.
Ну а к слову байка о том, что ФЭД сделан с LEIKA только байка.
Немцы сделали свой аппарат в 30х, русский прототип они покупали в России до революции, Циклоп с объективом Циклопар
тут можно посмотреть, если с очками- стерео.
А интересно до наших дней дожил этот циклоп?))
Отвлёкся. Ещё раз — спасибо, познавательный пост, упоминания об этом фотоаппарате встречал, но без подробностей. Кланяюсь, Ваш покорный слуга oldgrumbler
Что это за аппарат такой странный и почему обьектив на бок свёрнут? Этот же вопрос и к остальным… ;)
Кстати любителям «патинизма» :))- ни пятнышка!
Тебе плюсов мало что ли?
У тебя к каждому комменту +1, и так уже давным давно, большая половина всех комментов!!!!.. Фил как єто понять?очень много, очень разных