Электролитическая обработка латуни или Clockwork Trilobite (Часть 1)

Трехслойный часовой механизм отJake von SlattИ снова перевод статьи замечательного стимпанк-мастера Jake von Slatt'а. На этот раз про Clockwork Trilobite — трехслойный часовой механизм (но можно перевести и как «механический членистоногий»). Откуда такое название, станет понятно из статьи.
И да, я опять разделил статью на две части:
1. подготовка материалов к травлению
2. само травление
Далее автор.


Мои эксперименты по травлению латунной пластины с помощью медного купороса и электричества завершились успехом. Глубина, качество и скорость травления были вполне контролируемые и мне казалось, что я мог бы протравить кусок латуни насквозь. Эта возможность позволит мне сделать вещи из нескольких слоев латуни, поэтому я разработал дизайн для тестового примера.

На мой первый эксперимент меня вдохновил комикс Girl Genius, который моя дочь Ada Elizabeth и я лично очень любим. Я начал зарисовку броши Clockwork trilobite — результат вы видите ниже.
Наброски Clockwork Trilobite

После того как дизайн меня устроил, я временно установил световой короб так, чтоб было видно три отдельно запланированных слоя и обвел каждый чернилами на свой собственный листок бумаги. Первоначально изображения перевел на листы бумаги формата «для писем» (похоже на А4), но само произведение будет около 2 3/4 дюйма (примерно 7 см.) длиной.
Обводим каждый слой отдельноКаждый слой рисуем на отдельном листе

Как только эти три слоя были полностью обведены чернилами, я сосканировал их в Gimp, используя Xsane, объединил их в одно изображение, немного почистил и залил цветом в нужных областях внутри часового механизма и снаружи. После этого, я заполнил фон, чтобы уменьшить площадь гравировки. Ну и в конце цвета были инвертированы для создания маски…

Следующим шагом надо было их распечатать. Я экспериментировал с Press-n-Peel Blue, пленка для передачи чернил, сделанная для изготовления печатных плат. Принцип работы этого метода очень похож на метод с применением струйной бумаги, обрисованный в общих чертах в моей более ранней статье (перевод на Стимпанкере). Так или иначе с этим методом намного легче очистить детали после травления.
Обрабатываем изображение в GIMPРаспечатываем на Press-n-Peel blue

Press-n-Peel Blue просто надо прогладить утюгом. Техника и температура тут важны. Как вы можете видеть, попытка была не очень удачной — у меня еще недостаточно сноровки. Корреспондент Dauvit описал для меня альтернативный способ проглаживания чернил, который я еще не попробовал, но на который возлагаю надежды.

Пустоты, которые Вы видите здесь, вызваны пузырями воздуха, пойманного в ловушку между пленкой и толстым латунным листом. Иногда их можно проткнуть булавкой и прижать пленку, иногда все что возможно сделать — это только закрасить пустоты после удаления пленки. К счастью этот специфический тип недостатка, кажется, проявляется только на больших площадях чернил, более тонкие детали — почти всегда получаются безупречно.
Переводим изображение на латунную пластинуПереводим изображение на латунную пластину

Так как я буду гравировать обе стороны этой заготовки, я должен был построить зажимное приспособление, у которого будут пластины катода с обеих сторон. Я сделал это, припаяв два стержня к двум бронзовым пластинам и вставив стержни в деревянную основу.

Я также использовал медные провода (14) и пару прищепок, чтобы сделать зажимы для моей пластины. Вам надо будет убедиться что на рабочей пластине будет достаточно места, чтобы эти зажимы не попадали в электролит. Иначе медные провода будут так же подвергнуты гравировке (попросту исчезнут) и заготовка упадет на дно сосуда.
Подготавливаем оборудования для двухстороннего травления латуниПодготавливаем оборудования для двухстороннего травления латуни

Продолжение.

11 комментариев

avatar
Специально по заказу madhatter'а =)
avatar
О! Спасибо большое! Теперь понятно, как он делал шестеренки и подвески, вытравливая латунь насквозь, и что это была за синяя пленка! С нетерпрением буду ждать продолжения.
avatar
спасибо, осталось только найти латунные пластины)
avatar
ага — это проблема…
avatar
этот метод отлично работает и с железом, и с нержавейкой, и с медью
avatar
Ураааа! Спасибо Snipe!!! +++
avatar
а у нас в России продается сие чудо Press-n-Peel Blue Transfer Film
avatar
Если правильно понял это какой-то аналог трансферной пленки.
avatar
Значит будем по-старинкегламурные журналы юзать.
Спасибо за перевод, очень хорошо и интересно.
avatar
и это. про пленку.
чо это еще за фигня? нафиг она вообще нужна? — правильно, навиг не нужна!
Вот технология производства печатной платы лазерно-утюжным методом. Только вместо фольгированного текстолита берем лист металла(медь, латунь, железо, сталь), да и травим хить эллектро-химическим методом, хоть хлорным железом.
avr.easycoding.org/projects/pechatnye_platy/index.htm
avatar
Спасибо, как доберусь до экспериментов — посмотрю как лучше/удобнее.
У меня тут в запасниках тоже ссылочка лежит: scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_1546.html
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.