SLATE AIRCRAFT CORP, часть первая "Внешний осмотр — Стим"

Slate

Томас Бентон Слэйт в 1925 году создаёт компанию Slate Aircraft Corp для реализации проекта дирижабля собственной конструкции.

Вкладывая свои средства он ещё привлекает инвесторов, проект выглядит перспективным. На территории аэропорта города Глендейл был построен эллинг компании:

Glendale Airport
Слева от ВПП, здание с вышкой, Grand Central Air Terminal (центральный аэровокзал); справа, в конце полосы, эллинг компании Слэйта.

Slate Aircraft Corp
Вид на эллинг Slate Aircraft Corp.

Ниже приведена художественная концепция проекта, как понимаю, адресована она потенциальным инвесторам и клиентам:

Artists conception
Тут всё понятно, цельнометаллический дирижабль. В силу особенностей конструкции, для доставки пассажиров и грузов на судно, используется система лифтовых подъёмников, а не причальная мачта как обычно.

Далее пресса. Заметка журнала «Полет», в вольном машинном переводе (естественно правил после железяки, так же в свободной манере), которая раскроет основные особенности дирижабля.

Flight FEBRUARY 7,1929
Цельнометаллический дирижабль Слэйта

Недавно, в Глендейл, Калифорния, США, было частично завершено строительство цельнометаллического дирижабля, разработанного Томасом Б. Слэйтом, из Slate Aircraft Corp. Этот дирижабль представляет принципиально новый метод, в отличие от любого до сих пор разработанного, не только в том, что построен полностью (включая баллон) из металла, но и в использовании типа двигателей и системы продвижения. Однако, кроме этого, он обладает и другими особенностями, и мы надеемся, что дальнейшие пояснения и иллюстрация так же будут представлять интерес.
Как отмечалось выше, корпус или «баллон», дирижабля Слэйта металлический и не только служит оболочкой для газа — с этой целью сделанный газонепроницаемым — но также формирует форму дирижабля, являясь несущей конструкцией. Другими словами, нет никакого каркаса с продольными и поперечными элементами конструкции — как обычно, в дирижаблях жёсткого типа. Последний составлен из рифленых полос дюраль алюминия собранных в длину на круглых поперечных «ребрах», расположенных с промежутками по всей длине корпуса. Таким образом, получена, очень легкая, но прочная структура, допускающая расширение и сокращение металла, не развивая напряжения. Фактически, проектировщик утверждает, что такой способ изготовления металлической оболочки, в три раза прочнее и на треть легче, чем какие-либо другие ранее применяемые способы строительства.
У корпуса, который имеет хорошую обтекаемую форму, полная длина 212 футов (около 65м) и максимальный диаметр 58 футов (около 18м). Имеет суммарный объем 330000 кубических футов (около 9345м ³) давая, с водородом, полную массу приблизительно 21000 фунтов (около 9,5т) и грузоподъёмность 7000 фунтов (около 3,2т).
Непосредственно ниже, ближе к переднему концу и встроенная в оболочку, длинная гондола, с кабиной управления впереди и салоном для пассажиров в кормовой части.
Не менее интересная особенность этого дирижабля — двигательная установка и метод перемещения. Пар используется для двигательной установки — среда, которая, никогда еще успешно не применялась на практике в продвижении летательных аппаратов, обладает (в теории, во всяком случае) несколькими положительными качествами для этой цели.
В дирижабле Слэйта энергосистема состоит из генерирующей установки, включающей котёл высокого давления флэш-типа, составленный в два — четыре модуля, с конденсором. Всего 5 галлонов (около 19л) воды используются на всей установке, которая приблизительно даёт давление 600 фунтов на квадратный дюйм (около 42ат), при этом заявлено, что только 1 галлон (3,785л) воды потребляется для каждой 1000 миль путешествия.
Вся энергоустановка разделена на семь единиц, включая соответствующее число паровых турбин различных размеров, выдавая в общей сложности приблизительно 600 л.с. Главная турбина, 400 л.с. связана непосредственно с центробежным «вентилятором», установленным на носу корпуса оболочки, и снабжается паром от генератора в кабине. Позже мы объясним назначение этого бловера. Две других двигательных установки, каждая мощностью приблизительно 40 л.с. смонтированы одна на каждой стороне гондолы, в переднем конце за кабиной, и оснащены обычными воздушными винтами. Другие турбины включают две мощностью приблизительно 10 л.с. для работы с грузом, подъёмников лифта и т.д.; одна около 8 л.с. приводит электрогенератор для радио, освещения, и т.д.; и ещё одна для обеспечения установок генерирующих пар (водные насосы, и т.д.). Общая масса всей энергоустановки выходит приблизительно 1800фунтов (более 800кг), т.е. 3 фунта (1,36кг) на л.с.
Заявлено использование двух видов топлива — природный или обычный коммерческий газ и очищенная сырая нефть. Таким образом, совершенный баланс веса получен, газообразное топливо, снимающее вес жидкого топлива, таким образом, уменьшая грубый лифт топливных весов дирижабля; для дирижабля также возможно подняться или опуститься, сжигая одно или другое топливо или даже поддержать высоту, сжигая равное количество обоих!
Мы теперь переходим к новому используемому методу продвижения дирижабля Слэйта, который заключается в следующем: «вентилятор» на носу корпуса оболочки, ранее упомянутый, и который составляет 4 фута 10 дюймов (1,47м) в диаметре, тянет воздух от передней части дирижабля и отбрасывает его назад вдоль поверхности корпуса. Частичный вакуум, таким образом, создан перед дирижаблем, вызывая эффект всасывания, в то время как течение воздуха назад дает начало давлению выше атмосферного сзади, которое толкает дирижабль вперед. Воздушный поток также делает более эффективными операции управления поверхностями хвостового оперения.
Вентилятор вращается со скоростью 4000 — 6000 оборотов в минуту, и произведенный воздушный поток, имеет скорость приблизительно 300 миль в час (480км/ч). Упомянутые два пропеллера по сторонам гондолы, прежде всего предназначены, для компенсации паразитного сопротивления гондолы. Они, однако, имеют реверс и могут использоваться, для замедления и ускорения движения дирижабля, помогать при поворотах или удерживании дирижабля на месте. Эксплуатационная скорость судна оценивается в 80 миль в час (около 130км/ч).
Баллонет в пределах нижней части корпуса оболочки (расположенная по центру тяжести дирижабля) поддерживает равное давление газа, и также служит резервуаром для газового топлива. Совсем недавно дирижабль достаточно продвинулся в строительстве, чтобы быть «наполненным» и выведенным из эллинга для проветривания — как изображено на нашей иллюстрации — после чего он был забран для «примерки» энергоустановки.

Фото из журнала приводить не буду, качество газетное, насыплю других с той же датой (или около того):

FEBRUARY 7,1929

FEBRUARY 7,1929

FEBRUARY 7,1929

FEBRUARY 7,1929

FEBRUARY 7,1929

FEBRUARY 7,1929

Правда красавец!

На этом «внешний осмотр» проекта можно завершить. Во второй части заглянем во внутрь эллинга, и подробнее остановимся на устройстве дирижабля. А вот в третьей части будет панк. :)

SLATE AIRCRAFT CORP, часть вторая.

20 комментариев

avatar
Спасибо! Очень интересно, что же там внутри.
  • AND
  • +1
avatar
На последнем фото сабака в полет явно собралась. Не капитан часом? :)
avatar
Да, собаку глаз как-то сразу выхватывает. :) Наверное местная аэропортовая, вдоль полосы за самолётами бегает, облаивает. :)
avatar
Ждем продолжения.
+
avatar
Спасибо! Очень полезная статья(для написания правдоподобного рассказа).Аргументы и факты.:))) +
  • Myau
  • 0
avatar
Спасибо! +
  • Trou
  • +1
avatar
И все-таки я не смог понять (и сейчас, и раньше: про этот дирижабль когда-то уже писали, правда, не так подробно :-) ): так был каркас или нет? Тонкостенная конструкция ТАКИХ размеров… Ой, не знаю…
avatar
avatar
Спасибо, читал. :-) (маленькое «кю», если можно: в Части 2 статьи про «Гинденбург» Вы немного накосячили, смешав его с «Графом Цеппелином»). Я просто не сразу вник в особенности перевода.
avatar
Да, вы правы, 2 фото оказались из архива Цеппелина. Убрал. Спасибо за поправку.
avatar
Не за что! :-) Ну и ещё: на блау-газе только «Цеппелин» и летал. А так в своё время статьи меня очень порадовали, запоздалое спасибо…
avatar
Дык задумывалось-то хорошо, а закончилось всё водородным костром:(
avatar
Все знают, ЧТО именно вымощено благими намерениями...;-]
avatar
Не было там каркаса, поэтому и листы оболочки рифлёные исключительно для обеспечения жёсткости, а не для «дыхания» обшивки как написано в заметке журнала. Вообще «дышать» данной клёпанной конструкции из дюраля, на мой взгляд противопоказано.
avatar
Мне представляется, что такая конструкция (если бы не имела рёбра жёсткости. В данном случае — «кольца» жесткости), должна быть под постоянным избыточным давлением, чтобы под собственной тяжестью не сложиться внутрь себя как карточный домик. Я не инженерного образования человек, наверное и не прав.
avatar
Да нет, в незаполненном состоянии оболочка нормально держит форму, но и для разрушения много усилий не потребуется. Думаю мешка с песком используемого для баласта, те что на фото, брошенного с нескольких метров от поверхности обшивки будет достаточно для её разрушения.
А кольца, нужны не столько для поддержания формы баллона и придания жесткости, сколько для увеличения прочности оболочки на разрыв, т.е. позволяют выдерживать большие давления внутри баллона и препятствуют раздуванию оболочки при его повышении. ИМХО конечно.
avatar
Вообще то дышать должна любая конструкция… Иначе и быть не может.
На сколько я помню, у Циалковского, в те же примерно годы, была подобная конструкция дирижабля, цельнометалическая из рифленого листа, только гораздо крупнее…
avatar
В данном конкретном случае, «дыхание» (в следствии перепадов давления) оболочки должно быть минимизировано, а в идеале исключено вообще, в противном случае всё это быстро разойдётся по швам со всеми вытекающими.

Да, даже строить начали в Долгопрудном на профильном предприятии. Только конструкция была сварная из нержавеющей стали, и предусматривалось принудительное стягивание оболочки баллона. Кстати элементами обшивки отделаны колонны на станции Маяковская московского метрополитена, можно прикоснуться к истории, так сказать. :)
avatar
Спасибо, интересненько. +.
avatar
Спасибо! Статья очень интересная.+
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.