Штампованный корпус в домашних условиях (№65)
Одно из самых любимых для меня направлений в ювелирном творчестве, это всевозможные драгоценные бутылочки-сосудики. Для одного из них несколько лет назад было изготовлено простейшее приспособление для вытяжки прямоугольной половинки корпуса. Позволяющее без станков, врукопашную. давить из листового металла удобную основу для изделия.
Из толстого листового металла вырезан прямоугольник требуемых размеров (толщина 5,5 мм). Затем у него завалены грани и углы. Отшлифовал. Пришурупил к более тонкой пластине. Это пуансон:
Используя первый прямоугольник как шаблон, из той же толщины изготовлена рамка-матрица, с размером дырки на 1 мм в плюс относительно первой детали:
Внутренняя кромка дырки тщательно обработана. Ребро, вокруг которого будет перегибаться и течь штампуемый металл, завалено на маленький радиус, и отполировано еще более тщательно, чем первая деталь (бормашиной, резиноабразивными дисками).
Теперь берем латунь 0,5 мм, с приличным припуском относительно размеров дырки, и начинаем забивать. Можно давить средней величины тисками, а я по-простому, бью тяжелым молотком. Не сразу, с промежуточными отжигами. Первый цикл:
Отжег, выпрямил пытающиеся образоваться складки. Второй цикл:
Вот тут обратите внимание, хорошо видно, что формирование коробочки идет не за счет рястяжки и утоньшения металла. Ну, на углах он конечно немного тянется, но в основном, металл из припуска затягивается в форму. Поэтому припуск должен быть не большой и не маленький, в идеале — чтобы бОльшая часть припуска втянулась, и осталось еще 2-3 мм на последующую обрезку. То есть, у меня на снимке припуск выбран великоват, особенно по короткой стороне прямоугольника.
Но с другой стороны, если припуск слишком мал, то при затягивании образуются морщины и складки, то есть на самом деле широкий припуск еще важную стабилизирующую роль играет.
Третий проход. Финиш, пуансон и матрица сомкнулись:
Отрезаю штамповый отход. Чтобы корпус был потолще, захватываю дополнительно около миллиметра, и на маленькой наковальне выпрямляю стенки:
Стенки выпрямлены, но остаются неправильно деформированные углы:
Из задней, нерабочей части токарного резца, делаю «рог», на котором можно отбить эти углы:
Углы отформованы:
Припиливаю сопрягаемые кромки до плоскости, соединяю и спаиваю. Чтобы не получилась бомбочка, вначале спаиваю в четырех точках, на углах. И сверлю отверстие:
После этого можно пропаять весь периметр. И дальше все что нужно — горелку, заправочное и т.п. прибамбасы:
Готовая зажигалка:
Покрутил в руках, поигрался так и сяк, понял чего не хватает. Улучшения ухватистости при оттягивании колпачка вверх. Разобрал, припаял такую «катушечку»:
Вот, теперь браться за нее очень удобно:
И с колесом кресала перекликается, уравновешивает.
Горим:
А вот, собственно, тот серебрянный проект, ради которого эта матрица была затеяна. Флакончик-кулончик:
Спасибо за внимание.
52 комментария
Хоть и не работаю по специальности, но закончил институт по штамповке. Так что вижу — вытяжка без утонения стенки с промежуточными термохимическими операциями. )
Кулон — вообще чумовой. А не планируете серебряную зажигалку сделать?
steampunker.ru/blog/usersworks/11093.html
Но главная фишка таких вещиц на самом деле не в орнаменте. А в закручивающейся крышке, резьба на которой не нарезана по стандартным резьбонарезным технологиям, а спаяна. И внутренняя часть, и наружная.
подлостевхитростей?!Собсно, главная «хитрость» заключается в том, что у металла два типа деформации, пластическая и упругая. И даже если взять ООООчень отожженую медь или серебро, и накручивать на стержень, часть деформации останется упругой, то есть пружинка немного «отыграет». Поэтому, чтобы получить пружинку, которая сядет на горло сосуда плотно, её надо наматывать на меньшем стержне, чем горло.А потом аккуратно «навинтить» на новое место работы.
Дальше, надеюсь, понятно.
(задумчиво ковыряя пальцем в носу)
Значит так… Навиваем в две проволоки на стержень поменьше, чем «горло», снимаем, одна из спиралей плотно аккуратно «натягивается» на «горло». Паяем. Вторая проволока укладывается в готовую резьбу на «горле», за счёт упругости чуть «отыгрывает» наружу. Свинчиваем. За счёт «отыгрывания» спирали в плюс по диаметру проволока плотно держится в подогнанной по нужному диаметру «пробке», пока мы паяем.
Так?
— Откуда у ней взялась упругость чтобы отыграть, если она сделана одновременно с первой проволокой? Она не отыграет, а столь же плотно охватит горло, что и первая.
На самом деле, повторяю, эти задачки проще решать не в голове, а с реальной проволокой в руках, практически. Тогда, например, увидите, что для получения спирали с шагом, проще не вить в две проволоки, а вить виток к витку и потом растянуть.
Ну и всякие тому подобные мелочи, которые словами описывать — пальцы устанут, а в натуре просто очевидны.
Вопрос: надо ли заготовку смазывать маслом или парафином?
А у меня, в данном конкретном случае, форма простая, затяжка неглубокая, перегибы плавные… Вот и тянется без смазки.
Флакончик — вообще шедевр!
Кроме того, иногда разными мастерами пишутся образовательные топики, типа «все про заклепки», или «азы гальваники», и т.п. Но их искать надо )