"Робот, который познал себя". Работа на конкурс "Молодым везде у нас дорога".

Робот, который познал себя. (Работа заняла третье место)

«Свершилось!» — Жозе Пе де Карлос ликовал — «Наконец-то!». 10 лет лихорадочной работы таки дали результат — мнемо-сферы, изобретение немолодого ученого дало шанс создать механизм с логикой хоть немного напоминающей человеческий разум. 10 лет изысканий породили десятки «заменителей человека». Его машины с имитацией движений руки человека могли пилить доски, помешивать суп, возить небольшую тележку (поначалу только по прямой, но после изобретения мнемо-пластин: медных пластин со штырьками (на подобии колеса шарманки) и кривыми пазами — по более сложной траектории, с остановками, с возвращением на исходную точку), был даже человекоподобный механизм, который доставал ящики с верхних полок мастерской (правда его приходилось вручную перетаскивать под нужную полку). И вот наконец, механизмы будут выполнять больше действий, запоминать их, повторять в нужной последовательности и даже составлять последовательности самостоятельно в зависимости от поставленной задачи. И работали сферы без подпитки, всего лишь отражая падающий на них свет, желательно солнечный, но и искусственный тоже подходил. Определенно, это был успех!
Металические сферы
Еще два года Карлос потратил на создание правильного механизма для новых «мозгов». Первая модель, в виде человекоподобного туловища с руками и головой, на колесном ходу, была признана неудачной. Механизм получился неуклюжий и требовал много места для маневра. Жозе понял, только максимальная имитация человеческого тела позволит достичь нужной ловкости.
Робот, который познал себя
И второй механизм создавался уже «по образу и подобию человеческому», правда с некоторыми изменениями. Длину ног ученый увеличил, так как ему по прежнему требовалось доставать коробки с верхних полок, ладони сделал побольше, пальцы покрепче. Так механизм выглядел нескладным и на ним вовсю посмеивались друзья Жозе, собиравшиеся у него на кружечку шнапса по пятницам, но зато машина могла голыми руками как граблями складывать сено в стоги (а корова требовала много корма зимой), могла закручивать гайки и болты без ключей, могла держать широкие металлические плиты на вытянутых руках, пока Карлос там монтировал детали. Не сразу понял ученый, что стремясь к человеческому подобию он не только стремится оптимизировать движения машины, но и создать… сына, которого у него отродясь не было. Постоянная одержимость своими изысканиями, хаотичный график сна, неряшливость и замкнутость не очень-то способствует семейной жизни, знаете ли. Да и хозяйство он приловчился вести сам: вывести корову на лужайку за двором, покормить кур, а стирку и готовку он упростил механизмами, имитирующими руки и другими приспособлениями, которые резали овощи, помешивали суп, вываривали белье. Соседи старались обходить стороной лачугу Карлоса, их пугал постоянный дым и пар, стоявшие столбом над крышей, пугали механизмы, пугал запах серы и нагретого масла. Только пару друзей Жозе находило его достойным общения, хоть и чудаковатым, но имевшим доброе сердце и несклочный характер. Тем более визиты к нему каждый раз превращались в занятную демонстрацию его новых изобретений, а других развлечений в маленьком городишке практически не было.
Желание иметь сына и определило дальнейшее обучение машины: ученый воспитывал ее как человека. Машина училась ходить, брать, отдавать, выполнять сложные команды: пойди и принеси, подержи, отнеси в мусор. Жозе разработал и смонтировал модули распознавания речи и репродуктор для ответов, и обучать механизм стало еще легче.
Изобретатель достал «сыну» школьные книги, обучал его арифметике, языку, естествознанию. Но с развитием своего творения ученого все чаще начали посещать мысли: а что будет, когда машина начнет задавать вопросы по поводу своей природы? Жозе-то втолковывал своему творению что тот человек, такой же как и ученый, живое существо, как и кошка, и корова, и старый пёс Чарли. Даже имя придумал ироническое Machineeno — "MACHIne that NEEds NObody", как признак самостоятельности механизма. Позже стал называть просто сокращенно Нино, Ниньо, так по-испански звучало слово «дитя».
Чтобы оградить Машинино от правды Жозе тщательно фильтровал информацию, поступающую своему творению. Книги только по основным наукам или художественная простенькая литература, врлоде дамских романчиков. Никаких книг по человеческой анатомии, инженерии. Рабочие журналы и чертежи прятались в стол под замок. Выходить за ограду хозяйства воспрещалось, говорить с людьми тоже. Разрешалось только общаться с приходящими друзьями ученого, но те были предупреждены о тайне, да и разговаривали с Ниньо надменно, как с неполноценным, игрушкой, не стоящей полноценной беседы. Поэтому главной отдушиной машины были те самые романы, где были описан Лондон или средневековые замки; где героини влюблялись, страдали, радовались; за них бились на дуэлях мужчины и дарили им изысканные подарки; истории про балы или светские рауты в Лондоне; про то как горничная стала принцессой и про то как принцесса убежала из замка с конюхом.
Так и «взрослел» Механино, часто посиживая на своем любимом месте — разрушенном участке кирпичной ограды на окраине огорода, читая книги про любовь и мечтая что когда-нибудь он вырастет, уедет из родительского дома, поселится в замке с прекрасной принцессой и будет сражаться с драконами. Он жил, не замечая как стареет Жозе, а сам остается все тем же (хотя жизнь его тоже поистрепала: всунув по ошибке руки в самую большую машину в доме — распределитель сена на чердаке, Ниньо попал пальцами между шестеренок, тогда он лишился кончика мизинца на левой руке и почти полностью треснул вдоль большой палец правой, на многих частях тела за годы появились сколы и царапины, и хотя отец и протирал свое творение шерстью, с годами он стал сдавать и все меньше следить за роботом). Жил, не задумываясь, почему отец потребляет яйца, молоко и овощи, а он, Ниньо — дрова, уголь и солнечный свет. Почему ему, Механино, думалось на свету намного лучше, чем в полумраке, а в темноте он двигался скорее по инерции, как сонная муха, автоматически доползая до места в углу, где он проводил ночь. И почему ему нельзя носить шляпу и даже одежду (один раз даже чуть не случился пожар, когда робот неосторожно прислонился боком с топкой к стогу сена).
Но все же он замечал некоторые странности. Они касались героев романов, которые он читал. «Щеки ее залились румянцем» — это как? «Она заплакала» — а это что означает? Почему в романах, когда герои бежали от чего-то, их сердце «стучало и трепыхалось в груди как загнанная птица», а у него, Ниньо, слышался равномерный гул и позвякивание при любой скорости движения? Почему в книгах, когда героев ранили, лилась «багровая как закат» жидкость, а у него, после случая на чердаке, из рук капала черная?

Все рухнуло в один миг.
Это был 68-ой день рождения Жозе. Он перебрал с друзьями и уже после обеда завалился спать, а когда почтальон сунул в почтовый ящик стопочку книг и писем — за ними вышел скучающий Ниньо, а не Карлос как обычно. В стопке было 3 книги. Роман, «Красавица из Восточного Замка», учебник «Основы геометрии для учеников гимназий» и хрестоматия «Все науки понемногу». Робот немедленно отправился рассматривать добычу на второй этаж, за стол у окна. Вожделенный роман он оставил на потом, учебник тоже отложил, а вот хрестоматия на первый взгляд показалась интересной, но при подробном рассмотрении оказалась наполненной теми знаниями, что их уже получил Ниньо из других учебников. Кроме… разделов «Анатомия Homo Sapiens» и «Механика и механизмы». Механино углубился в чтение. И чем больше он читал — тем быстрее шевелились сферы в его голове. Вопросы, накопленные годами внезапно получили ответы, ниточки распутались и он начал понимать… Но его псевдоразум гнал эту мысль прочь, гнал изо всех сил, отказывался принимать, но она возвращалась, звенела в голове, заполняла собой все… «Нет, нет, НЕТ!» — воскликнул Ниньо, вскочил, опрокинув стул, и бросился прочь. Звук разбудил уже порядком отоспавшегося и протрезвевшего Жозе, он поднялся наверх и увидел перевернутый стул и книгу на столе. Подошел, увидел открытую страницу с внутренней анатомией человека и услышал топот за окном. По огороду вдаль, неуклюже переставляя ноги, бежал робот, выкрикивая «Нет, нет!».
Ниньо несся, не разбирая дороги, ноги сами его несли к излюбленному месту у забора. А вслед ему, высунувшись из окна, отчаянно кричал Карлос: «Ниньо, нееет!». И мнемо-сферы, и мысли в голове у робота скакали как сумасшедшие. Он бежал, и наконец понял что беспокоило его больше всего. «Не стучит!» — отрывистая мысль стеганула псевдосознание горящей плетью. «Я бегу, а в груди не стучит!». Он схватился рукой за грудь. «Не стучи-и-ит!» — в отчаянии воскликнул робот, плюхнулся на ограду и с остервенением рванул дверку на груди. Вырвал с замком и уставился внутрь. «Не-е-е-ет!» — крик полный отчаяния и бессилия — это последнее что услышал старик со стороны огорода.
Таким он и нашел его — сидящего на кирпичном заборе, грудь распахнута, на раскрытой ладони — шкив вырванного механического аккумулятора, а на искусственном лице застыло выражение крайнего удивления и отчаяния…
Робот, который познал себя

Робот, который познал себя

Робот, который познал себя

Робот, который познал себя

Робот, который познал себя

Робот, который познал себя

Старик сгорбившись и шаркая ногами побрел к дому. Открыл стол, и на журнале с пометкой «Машина с мнемо-сферами 2» размашисто написал красными чернилами «Эксперимент закрыт. Результат отрицателен».
А робот остался гнить на том же месте… со временем он свалился навзничь, голова разбилась, и мнемо-сферы, отнявшие у Жозе 10 драгоценных лет, рассыпались по земле, где их потихоньку перетаскали в гнезда сороки…
Робот, который познал себя

The End.


Высота фигурки — 120 мм, диаметр корпуса — 30 мм, размах ладони — 30 мм, размер механизма внутри — 27х25 мм, размер подставки (зеленой бумаги) — 220х120 мм. Выполнено только из меди и латуни, никакой стали. Исключение — стекло и наполнение головы, припой.
Ворклог выложу отдельным постом, этот и так длинный. Вот: steampunker.ru/blog/our_workshop/6851.html

Спасибо.

З.Ы: Админу: работа закончена, участвует в общем конкурсе.


Послесловие.
Работа так увлекла что захотелось создать Ниньо напарника. Вот только отдохну немного, а то недосып 2 недели, руки пахнут металлом и все в отметинах. Тем более, имеется еще одна латунная втулка для головы, и запасные «мозги» (подготовил несколько лампочек, вдруг эта сломается):
робот

Помните, Ниньо был не первым? Пометка на журнале была «Машина с мнемо-сферами 2». Так вот, первая версия была, как помните, на колесном ходу. И от нее не скрывали правды, и она сошла с ума значительно быстрее, и теперь стояла, спрятанная в шкафу закрытой на ключ дверью: в руках зеркало, глаза выпучены, рот открыт в шоке. Поэтому вторая неудача сломила Жозе окончательно. Второй раз подряд он этого не вынес. Один памятник неудаче — в шкафу, второй — лежит в конце города. Все-таки, что-то недоработано в этих сферах, думают не туда.

Потому фигурка будет с таким же корпусом, на колесах, в руках зеркало, голова такая же. Зеркальце миниатюрное имеется. Может даже раму сварганю з меди.

Так же в планах улучшить подставку — добавить в траву цветов (мелких, настоящих сухоцветов), может калитку.
Еще хотелось бы спрятать все от пыли под стеклянный колпак, не знаю, найду ли. Основа колпака — дерево, тоже никогда не работал основательно, будет шанс поучиться.

26 комментариев

avatar
Блин, не дает создать тему с ворклогом — пишет «Ошибка: Вам нельзя создавать топики слишком часто». Какой там дилей?
avatar
Блин, до сих пор не дает… че ж делать то? :(
avatar
Сюда добавьте.
avatar
Все, пустило наконец.
avatar
:))))! +
avatar
Замечательный робот))) Порадовал) +
avatar
Шикарно!!! Печально, но шикарно! Люблю вещи с историей. А тут целая трагедия.
P.S. и всё же позвольте буркнуть: вот на этом рисунке steampunker.ru/uploads/images/00/43/91/2012/06/09/838d08.jpg голову изобразить в стиле остального — цены ему не будет! И у робота лицо какое-то слишком веселое, улыбается. А ведь у него же катастрофа…
Но это так — не обращайте внимания!
Жирнейший плюс! )
avatar
Вот не знал что добавить, чтобы изобразить ужас. Выпученные глаза, отвисшая челюсть… как еще ужас изобразить? Брови?
avatar
Можно и брови; на последнем фото челюсть перекошена — весьма показательно.
avatar
Там винты отржавели со временем.
avatar
По поводу рисунка — к сожалению не силен в фотошопе, как смог.
avatar
Ступни ему сделать бы поинтересней)))
avatar
Согласен :)
avatar
Замечательная история, только жаль с печальным концом +
avatar
а мне понравилось очень! спасибо! порадовали!)))+
avatar
Такой позитивный робот получился! Он так уютно сидел и познавал себя, а тут вдруг на тебе — и мнемо-сферы рассыпались по земле… +
avatar
Собственно, на вырванном «сердце» познание закончилось. Когда подоспел Жозе — робот был уже безнадёжно мёртв. Казалось бы, отремонтировать не сложно — вставить на место маховик, починить вырванные внутренности, свернуть пружину, обнулить память на мнемо-сферах. Но Жозе был слишком убит горем, поэтому плюнул на это все. Тем более это не первый случай. Позже расскажу почему ;).
avatar
плюнул на это все
Жаль!:(
avatar
Красиво! :) +
avatar
Добавил послесловие.

З.Ы: Я ж надеюсь все узнали в именах Жозе Пе де Карлосе и Механино ассоциации: Джузеппе, отец Пиноккио, папа Карло и Буратино :)
avatar
Без сомнения самая мощная история. Да и работа не плохая.
  • AlD
  • +1
avatar
Легенда удачная! Понравилась! И есть куда развивать.Сам робот, по моему, несколько «сыроват».Но вполне на уровне
avatar
Весьма радует наличие у персонажа истории. Только испанец и шнапс… как-то не вяжется)
avatar
Нигде же не сказано что место действия — Испания :). Может он приезжий? :)
avatar
Симпатяга, этот Ваш «Самоделкин», жаль замучили беднягу.+
avatar
Симпатишный Бендер-сгибатель :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.